Бугульминская газета

№ 1188

История каждого, даже уже закрытого предприятия, живёт в воспоминаниях тех, кто там работал. В этом уверен бывший работник автоколонны № 1188 Зявдат Саярович Зарипов.

Он решил работать водителем, как только получил права, в 1959 году. Спустя несколько месяцев пришёл устраиваться в Автотранспортное хозяйство № 1. Без проволочек приняли автослесарем, пообещав пересадить за руль машины. Вскоре так и произошло.

Предприятие занималось перевозкой народнохозяйственных грузов в нашем и соседнем районах. Водители активно были заняты во время уборочной страды: доставляли с полей зерно на городские мельницы. Помимо основной работы, по боевой тревоге тренировались ездить колонной, держать дистанцию между автомобилями. Таким образом готовились к участию в военных действиях. Но чаще не о трудовых буднях вспоминает Зявдат Саярович, а о дружном коллективе. В первую очередь о руководителе Иване Голове, чью судьбу считает удивительной.

Об Иване Тихоновиче не раз упоминалось на страницах «Бугульминской газеты». Писали, что юношей он добровольцем вступил в ряды Красной Армии, служил в стрелковых полках, был разведчиком, а потом попал на гражданский флот. Участвовал в Великой Отечественной войне. А недавно в статье о нём упоминалось, как о большом любителе сизарей. Благодаря его энтузиазму в Бугульме в середине прошлого века появился клуб голубеводов.

После войны он работал конюхом на гужевом транспортном предприятии, куда через несколько лет стали поступать машины из военных частей. Когда парк техники значительно пополнился, предприятие стали называть авторотой, потом переименовали в «АТХ-1», следом в автоколонну № 1188, – продолжил Зявдат Зарипов. – Иван Голов всегда выглядел солидно, ходил в костюме. Правда, в одних и тех же сапогах. Это было поводом для обсуждений. Однажды признался, что носит их с гордостью, ведь обувка была подарена в честь Дня Победы. А вообще, был добрым директором. Никогда не ругался, не кричал на сотрудников, с нами держался на одной ноге. За это его уважали.

Поддерживать на ходу старые автомобили, сошедшие с конвейера 15 лет назад, водителям помогали старшие товарищи из кузнечного цеха. Зявдат Саярович вспоминает Фёдора Быстрова, с которым некогда ходил до вахты по улице Октябрьской и беседовал. Как тот рассказывал о сыне Геннадии, работавшем в бугульминском горкоме КПСС, а затем ставшим его первым секретарём. Как  ехали потом до базы на «ГАЗе», выданном от профсоюза. До этого приходилось добираться до предприятия, находившегося возле бывшего мясокомбината, пешком.

Рядом с кузницей располагался вулканизационный цех, где водителям делали из старых камер галоши на валенки. Неподалёку моторный цех. Там работали бывшие фронтовики Муса Гатауллин и Егор Неклюдов. Бывало, дядя Муса, служивший танкистом, делился историями своих сражений на войне. Как пошёл на таран и остановил тяжёлый немецкий танк «Тигр», броню которого не пробивали снаряды. За героизм его наградили орденом, – пересказывает Зявдат Зарипов. К слову, в те годы в автоколонне № 1188 трудилось много фронтовиков из числа наших земляков. Среди них Пётр Хрисанфович Сабанов, Виталий Антонович Милинчук. Их имена на официальном сайте  «Бессмертного полка России» и страницах бугульминских изданий.

Проработал в автоколонне Зявдат Саярович четыре года. Потом решил попробовать силы на предприятиях Казахстана. Вернулся. Говорит, хотел было взглянуть на старых товарищей и прежнего руководителя. Да многие уже уволились, кто вышел на пенсию. Спустя ещё несколько лет рабочих поездок окончательно перебрался в родные края.

Думал, хоть мимо проеду, посмотрю на стены нашей автоколонны. А предприятие закрыли, на его месте частные дома. Да и потом узнал, что многих работников уже нет в живых, – делится пенсионер.

О своих трудовых воспоминаниях он написал четыре книги. Последнюю – в прошлом году. Раздал их библиотекам и знакомым, чтобы названия предприятий и имена людей, работавших на них, не канули в Лету.

Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: