Литературная страница
Подпишитесь
Бугульминцы в Полиции, Угрозыске, «Смерш» - из книги Ильи Шерстнёва
Смиренное кладбище (Вместо предисловия) Огонь, батарея, огонь, батальон, огонь, огонь, огонь, агония! «Комбат». Группа «Любэ» Весна 2004 года. День поминовения усопших - Родительский день. Народ стекается на кладбища, очищает родные могилы от прошлогоднего снега, листвы, пожухлой травы и мусора. Старое кладбище Бугульмы на перекрёстке улиц Красноармейской и Гафиатуллина. Рядом со...
Смиренное кладбище
(Вместо предисловия)
Огонь, батарея, огонь, батальон,
огонь, огонь, огонь, агония!
«Комбат». Группа «Любэ»
Весна 2004 года. День поминовения усопших - Родительский день. Народ стекается на кладбища, очищает родные могилы от прошлогоднего снега, листвы, пожухлой травы и мусора. Старое кладбище Бугульмы на перекрёстке улиц Красноармейской и Гафиатуллина. Рядом со старой кладбищенской стеной - новое небольшое кладбище для людей заслуженных. Вот там-то и похоронен ветеран Великой Отечественной войны и труда, почётный гражданин г. Бугульмы, подполковник артиллерии запаса советской армии, председатель Совета ветеранов Кондратенко Иван Григорьевич.
По материалам личного дела
«Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя»
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Иван Кондратенко вместе с двумя своими одноклассниками да двумя другими хлопцами отправляется из небольшого украинского городка, что на Сумщине, в Ленинград, в артиллерийское училище. Круто повернувший жизнь всей страны день 22 июня 1941 года он встречает уже офицером-артиллерис-том, молодым восемнадцатилетним лейтенантом, получившим это звание за два дня до начала войны. И в том имел преимущес-тво перед своими сверстниками, которым пришлось проходить ускоренные и урезанные лейтенантские курсы в дни войны.
Использовать положенный выпускнику военного училища очень желанный месячный отпуск молодой офицер не успел, 22 июня чётко понял: в предстоящий месяц ждут его далеко не отпускные дела. Был в этот день в Москве, ехал домой на Родину. Получил в Наркомате обороны направление и отбыл в часть - стрелковый полк, уже сражавшийся в районе Луцка, недалеко от границы. К мес-ту назначения прибыл утром 26 июня и тут же получил под своё начало взвод противотанковых орудий, сменив убитого в предыдущий день командира.
Первый свой бой, первый в жизни, первый в той большой войне принял Иван Григорьевич в тот же день, 26-го июня, когда его взводу очередной раз пришлось отражать танковую атаку фашистов.
Но главная задача, которую приходилось решать лейтенанту (позднее - капитану) Кондратенко со своим взводом, была одна - уничтожение вражеских танков всех типов. Борьба с танками стала основным его делом на войне, его военной работой. Делом непростым - у танка тоже есть пушка, и он тоже стреляет. Тут - или, или. Победит тот, кто быстрее, кто сноровистее, у кого крепче нервы. Выполнял эту свою очень нужную на фронте работу артиллерист Кондратенко отменно.
Заживо погребённый
«Забил снаряд я в пушку туго,
и думал: «Угощу я друга»
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Свою первую боевую награду - медаль «За боевые заслуги» комбат получил 1 сентября 1941 года за отражение танковой атаки под городом Канев. Там же получил первое, но далеко не последнее ранение.
Наш комбат числился за общей войсковой артиллерией, где задача выбивать немецкие танки была основной, но не главной. Главную задачу по уничтожению танков выполнял ИПТАП - истребительный противотанковый полк, офицеров и солдат которого называли охотниками за танками. Это была их главная задача - выбивать немецкие танки, выкатывая орудия на прямую наводку.
ИПТАПовцы были смертниками, поскольку состав полка постоянно обновлялся. Охотники за танками не были штрафниками, это была обычная войсковая часть, но по форме одежды отличалась от общей войсковой артиллерии. На рукавах ИПТАПовцев был отличительный знак - красивый чёрный ромб с перекрещёнными пушками. Солдаты и офицеры полка за каждый подбитый танк получали деньги, нормы питания и спиртного были повышенными, то есть, как говорили на Руси, кормили их от пуза.
Вторая категория смертников у артиллеристов - артиллеристские корректировщики огня, которые занимали позицию либо в нейтральной полосе, либо на территории противника, выбирая, как правило, какую-то возвышенность, дерево, крыши домов и т.д. Когда немецкий офицер начинал понимать, что русские снаряды слишком кучно накрывают расположение немецкой части, он давал команду найти арткорректировщика и уничтожить.
Это авторское отступление необходимо для понимания мотивов действий комбата в новом эпизоде.
Сталинградский фронт. Оборона Сталинграда. Окружение армии фельдмаршала Паулюса. Попытка армадой танков деблокировать окружённые немецкие части. Об этом мы, военное и послевоенное поколения, узнали из книг В.Некрасова «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарева «Горячий снег». Но комбат это прожил не по книгам. Именно его батарее пришлось стоять на танкоопасном направлении и выбивать немецкие танки, не допустить деблокировки окружения.
Именно тогда, в том бою, комбат принял решение стать арткорректировщиком. Он взял полевой телефон и пополз к одинокому старому дубу, крону которого срезали осколки снарядов. У дуба он сапёрной лопаткой расширил дупло и выковырял труху из ствола. Когда смог лежать внутри дуба, лопаткой прорезал смотровую щель. А когда пошли немецкие танки, он, оказавшись в нейтральной полосе, стал корректировать огонь своей батареи. Связь с ним по телефону держала молодая связистка Нина, которая уже давно неровно дышала в сторону молодого комбата. Наступил критический момент боя, когда комбат понял, что огнём только его батареи танки не остановить, он передал: «Вызываю огонь на себя. Нужен залп «Катюш», которые были в резерве командарма фронта. И «Катюши» сыграли. Огненный смерч реактивных снарядов ударил по лавине танков. Они стали гореть на заснеженном поле. Но комбат этого уже не увидел. После боя именно Нина позвала батарейцев искать комбата. Но на месте дуба нашла только ремешок от полевой сумки. Бойцы сняли шапки. Но Нина не успокоилась и, взяв сапёрную лопатку, стала копать. И нашла, вернее, выкопала комбата, который был ранен, контужен, но жив. Фактически Нина выкопала своего будущего мужа из могилы. Комбат потом долго лечился. Думаю, читатель вправе узнать о жене комбата Нине Константиновне Кондратенко. В 1945 году начштаба полка за неимением загса сделал записи о браке в военных билетах супругов Кондратенко.
Жена комбата
«Милая моя,
Солнышко лесное».
Ю. Визбор. «Земляничная поляна»
После окончания средней школы в июле 1942 года Нина добровольно пошла в ряды Красной Армии и её направили в г. Горький, в школу радистов. После окончания этой школы, в октябре 1942 года она уже в действующей армии - Сталинградский фронт, 13-й отдельный радиозавод управления частями артиллерии, радиотелеграфист радиостанции РСБ-Ф.
Самыми трудными днями боевой жизни она называла дни на Сталинградском фронте.
Все новости Татарстана - здесь