Самое ценное, когда в музее композитора звучит его музыка
В детской школе искусств состоялась творческая встреча с внуком известного татарского композитора Назиба Жиганова, старшим научным сотрудником музея Алексеем Егоровым и заведующей музеем-квартирой Лидией Яковлевой.
Авторские рукописи фортепианных пьес для детей из музейной коллекции композитора продемонстрировал ребятам Алексей Егоров. Он рассказал об истории их создания, работе музея по изучению, сохранению и пропаганде музыкального наследия. Ребята узнали, что татарский композитор Назиб Гаязович Жиганов был уникальной личностью: автором восьми опер, 17 симфоний, трёх балетов и ряда других произведений, организатором и ректором Казанской государственной консерватории и Союза композиторов Татарской АССР, профессором, народным артистом СССР, а также обладателем многих других титулов. Дети вспомнили, что самая знаменитая его опера - «Алтынчэч». А либретто к ней написал известный татарский поэт Муса Джалиль.
Алексей Германович поведал также о жизни и творчестве близкого друга Назиба Жиганова Фарида Яруллина, судьба которого сложилась трагически. Он погиб на фронте, защищая Родину от фашистских захватчиков, но успел создать балет по сказке Габдуллы Тукая «Шурале». Сохранились и письма с фронта, которые композитор писал своей супруге и маленькой дочери Наиле.
- В память о дружбе между Жигановым и Яруллиным Наиля передала их потом нашему музею, - сказал Алексей Германович, показывая ребятам письма-подлинники. - Несмотря на то, что он находился на полях сражений, до конца оставался верен музыке.
В одном из писем он писал: «Музыка всегда со мной и во мне. Я скучаю по дирижёрскому пульту, так хочу встать за него и дирижировать своим произведениям… Думаю, что тема из «Шурале» будет главной в моей будущей симфонии…». Но мечте Фарида Загидулловича не суждено было сбыться. Однако его музыка живёт и поныне. Балет «Шурале» (кстати, первый татарский балет) знаменит не только в рес-публике, но и в мире. Его с большим успехом ставили и в Большом театре, и в Мариинке.
С интересом учащиеся выслушали рассказ внука о семье композитора.
- Назиб Гаязович - сын своей эпохи, он прошёл тернистый, порой трагический, путь от воспитанника детского дома до крупнейшего общественного деятеля, - продолжил Алексей Егоров. - Он начал заниматься музыкой семилетним ребёнком, подбирая на слух мелодии на рояле, а в семнадцать лет поступил в Казанское музыкальное училище (тогда он назывался Восточный музыкальный техникум), на фортепианное отделение. Параллельно учился играть и на виолончели. Затем продолжил учёбу в Московской консерватории на композиторском отделении. Играл в студенческом оркестре партию фагота на духовом инструменте. Он стал первым татарским композитором, который начал писать симфоническую музыку. Так что у нас в музее хранятся три вида музыкальных инструментов, на которых играл Назиб Гаязович, - струнный, клавишный и духовой.
Ребята также узнали, что у Назиба Жиганова было двое сыновей и дочь Светлана. Она стала одной из ведущих вокальных педагогов Казанской государственной консерватории. Была старшей в семье, и поэтому родители всячески старались приобщить её к музыке. Когда она была совсем маленькой девочкой, Назиб Гаязович писал ей письма, придумывал сказки, водил на концерты, где играли такие же дети, как она. Посвящал дочери пьесы о её любимых игрушках, оформлял их рисунками, которые подписывал: «Издание фирмы «Кикимора» в единственном экземпляре». Подлинники этих рукописных пьес, написанных в 1941 году, тоже хранятся в музее. Они затем вошли в сборник фортепианных пьес для детей «Альбом моей дочери». Сказку по этим произведениям, в основе которой лежат факты биографии Назиба Жиганова, переложила на партитуру для симфонического оркестра выпускница Казанской консерватории, композитор Елена Анисимова. В день памяти композитора в прошлом году её поставили в Татарском государственном театре кукол, где она имела большой успех.
Назиб Жиганов дарил дочери за хорошие достижения в учёбе своеобразные грамоты, сделанные своими руками, сочинял стихи, сам оформлял рисунки к ним. Их подлинники также бережно хранятся в музее.
Музей располагается в небольшой квартире, в которой Назиб Гаязович Жиганов проживал последние 17 лет своей жизни - с 1971 по 1988 годы. Здесь хранятся пять тысяч различных экспонатов: рукописи его произведений, фотографии, интервью, письма. Есть подлинные материалы и других татарских композиторов.
- А ещё дети, которые приходят к нам на экскурсию, могут сыграть на рояле, принадлежавшем Назибу Гаязовичу, - сказал Алексей Егоров. - У нас хранится флейта из слоновой кости, также доступная для воспроизведения. Ведь в музее композитора самое ценное, когда звучит его музыка.
Назиб Жиганов был педагогом, воспитавшим не одну тысячу блестящих музыкантов. Они и сейчас успешно работают не только в нашей республике, стране, но и за рубежом.
Эта встреча нашла живой отклик у юных музыкантов, они проявили интерес к личности и творчеству Назиба Жиганова и Фарида Яруллина. Гости из Казани были приятно удивлены богатому собранию аудио- и видеоматериалов и мультимедийных пособий (электронный учебник) по татарской музыке в классе музыкальной литературы преподавателя Риммы Кадыровой. Сотрудники музея преподнесли в дар школе искусств замечательные книги и видеоматериалы о творчестве великого татарского композитора.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»