Бугульминская газета

Бугульминцы стали первыми, кому лично показал свои новые работы известный художник

В преддверии 9 Мая в центре татарской культуры состоялось открытие персональной выставки картин заслуженного деятеля искусств Татарстана из Набережных Челнов, члена Международной федерации художников ЮНЕСКО Анатолия Пашина.

Как ранее сообщалось, идея показать жителям экспозицию, посвященную празднованию 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, принадлежит местному живописцу Якову Лукьяненко. Запланировал он ее месяц, а накануне мероприятия лично привез работы в город. Какие именно полотна временно переехали в залы центра, оставалось сюрпризом для ценителей прекрасного до самого начала мероприятия.

На открытии гости не услышали традиционных красивых речей от ведущих, соответствующих предстоящему празднику песен, а сразу погрузились в атмосферу своеобразного, местами гротескного изобразительного искусства. Дело в том, что ждать официоза и опоздавших зрителей Анатолий Пашин не стал. Ровно в назначенный час увлек публику на второй этаж, где расположилась основная часть разножанровой экспозиции. Предвосхищая вопросы от присутствующих, автор начал рассказывать о своем многогранном творчестве.

- У меня 9 Мая ассоциируется с выживанием, войной, смертью. Поэтому работы на эту тему пишу в основном в темных, мрачных тональностях. Чтобы как-то разнообразить выставку яркими цветами, решил также показать и «весенние» полотна, - поделился мастер кисти и карандаша.

Картины художника символичны и детализированы. Некоторые из них выполнены акриловой краской на картоне всего за несколько часов и представляют из себя, как выразился автор, нечто среднее между плакатом, живописью и графикой.

- Эскизов будущих произведений не делаю. Сажусь за мольберт, когда вырисовывается определенная картинка в голове. Иногда образы возникают и в процессе творческой работы, - продолжал Анатолий Алексеевич.

Перед тем, как например, «рассказать» на холсте о коллеге по кисти, автор пытается понять, чем тот живет, какие чувства испытывает, затем, переосмыслив свои эмоции, создает очередную картину. Примерно также и с историческими местами, пейзажами, красоту которых он показывает в непривычной для зрителя форме. Помимо того, определенный отпечаток на изобразительную деятельность Анатолия Пашина накладывает творчество художников эпохи Возрождения, русских живописцев Василия Сурикова, Валентина Серова, Ильи Репина и других. В итоге его произведения не только не теряют своей актуальности, но и порой обгоняют время. Чем дальше отдаляются даты создания полотен, тем они становятся значительнее. К тому же, картинам художника присуще чувство эпохи. По ним можно безошибочно судить о нравственных проблемах, волнующих человека сегодня.

Публике повезло, что в роли экскурсовода выступал сам автор. Он доходчиво рассказал, как понимать изображения детей, матерей войны и мира, павших и здравствующих защитников Отечества, религиозные и философские мотивы композиций. «Здесь лик войны с глазами в виде оружейных мишеней и носом, олицетворяющим распятие. А вот картину с ангелом, по замыслу парящим в облаках, разместили неправильно. На моей памяти ее уже в третий раз повесили горизонтально, а не вертикально», - объяснял художник. Подробнее он поведал о работе, затрагивающей историю затонувшего в 2000 году российского атомного подводного ракетоносного крейсера «Курск», и судьбу команды, погибшей в нем на глубине 108 метров недалеко от Кольского залива.

- Когда услышал эту новость переживал за ребят, стуками звавшими на помощь. К сожалению, никто из них не выжил. Так появилась картина «Памяти павших подводников». На ней мы видим очертания крейсера в темном Баренцевом море, грустные глаза в волнах, в центре композиции - венки, по традиции бросаемые в воду в честь усопших, - отметил Анатолий Алексеевич.

Неподалеку картина, повествующая об ужасах Афганской войны. С первого раза не каждый поймет, что египетская пирамида, человеческие силуэты, красные, желтые линии - все изображает пролитую кровь, души убитых и напоминает, что на войне нет победителей.

По словам автора, в этих работах есть тема и напряжение. В них отчетливо прослеживаются элементы так называемого наивного искусства, которое отличается особой чувственностью и энергетикой, передаваемых зрителю.

Настоящей жемчужиной экспозиции стали рисунки на срезах дерева, расположившиеся в центре зала. Материал для этих произведений привез друг художника из Елабуги.

- Когда мне в руки попали эти куски дерева, сразу отложил живопись. Решил изобразить на них мифы и легенды народов мира. Полтора месяца читал тематическую литературу и рисовал, - рассказал челнинский мастер.

В процессе творчества Анатолий Пашин поливал деревянный «холст» кипящим маслом. Это позволило проявить фактуру материала, дополнявшую задумку художника. В итоге на свет появились около 35 работ, которыми кроме бугульминцев еще никто не смог насладиться. Зрители увидели животных, человеческие фигуры, птиц, выполненных в зверином, орнаментном стиле. Тут же египетские и индийские божества, силуэты, наподобие наскальных рисунков, человеческие лица. Одна из работ представляет автопортрет живописца. И это лишь небольшая часть того искусства, коим автор поспешил удивить публику.

К слову у выставки, которая должна работать до конца мая, есть еще одна интересная особенность. Как признался Яков Лукьяненко, она также посвящена одной его знакомой даме. И это придает экспозиции еще большей загадочности.

Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ

Фото автора

ФОТОРЕПОРТАЖ СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: