Свое дело
Подпишитесь
В Бугульме появился тренажёр для обучения железнодорожников
фото: Роман Вяткин На Куйбышевской дороге совершенствуют процесс технической учёбы. На полигоне дороги планируется улучшить подходы к организации технической учёбы в структурных подразделениях. В настоящее время под технической учёбой в компании понимается периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства. По мнению главного...
фото: Роман Вяткин
На Куйбышевской дороге совершенствуют процесс технической учёбы.
На полигоне дороги планируется улучшить подходы к организации технической учёбы в структурных подразделениях.
В настоящее время под технической учёбой в компании понимается периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства. По мнению главного инженера Куйбышевской железной дороги Анатолия Соколова, на определённом уровне технического старения именно обученность персонала может позволить работать безаварийно.
В настояще время на полигоне дороге функционирует 216 кабинетов технической учёбы (КТУ), из них 43 совмещены с кабинетами охраны труда. За пять месяцев 2014 года в техническую учёбу были вовлечены порядка 59 тыс. человек, а посещаемость занятий в среднем по дороге составляет 95%. Однако анализ состояния технической учёбы демонстрирует ряд принципиальных недостатков, связанных с формализмом при проведении занятий, снижением качества подготовки кадров отраслевыми учебными заведениями, старением материально-технической базы и дефицитом ресурсов на её обновление.
По словам первого заместителя начальника службы технической политики Эдуарда Ворошилова, в настоящее время значительное количество случаев производственного травматизма, браков и отказов технических средств на железной дороге происходит по причине нарушения технологической дисциплины - из-за низкого уровня квалификации персонала. И критика неудовлетворительных знаний работников, появляющаяся после различного рода проверок, заставляет менять отношение к организации технической учёбы.
«Например, порядка 65% опрошенных руководителей среднего звена структурных подразделений отметили необходимость в дополнительном обучении и переподготовке. Также 75% опрошенных руководителей среднего звена указали на потребность в улучшении состава коллектива, что во многом связано с качеством подготовки подчинённых, - привёл данные Эдуард Ворошилов. - Следовательно, проблема подготовки персонала является одной из самых значимых».
В Куйбышевской дирекции тяги планируют распространить опыт пилотного проекта, реализуемого с августа прошлого года в эксплуатационном локомотивном депо Абдулино. Здесь действует новый принцип работы, когда машинисты и их помощники находятся под началом не машиниста-инструктора, а руководителей колонны, которых сейчас в депо три. На особом контроле и группы риска, с каждым членом которой проводится персональная учёба с разбором конкретных тем, по которым выявлены пробелы в знаниях и проверка на АСПТ. Также в обязательном порядке попавшие в группу риска после учёбы встречаются с начальником депо, чтобы выдержать экзамен перед специально собранной комиссией.
В структурных подразделениях понимают, что профессиональные качества, необходимые для эффективной работы, не могут развиваться и поддерживаться только за счёт проведения классных технических занятий в режиме трансляции учебного материала, а должны отрабатываться путём тренинга на учебных тренажёрах.
Как отметил главный инженер Куйбышевской дирекции тяги Андрей Капитула, у Дирекции сохраняется потребность в 13 тренажёрах. В этом году по трём тренажёрам уже произведены пуско-наладочные работы и они переданы для эксплуатации в Самару, Рузаевку и Бугульму. Кроме этого, планируется для отработки навыков вождения с системой автоведения поступление во временное пользование тренажёра УСАВП - Г СИМ, который станет перемещаться между предприятиями.
На укрепление учебно-материальной базы технических кабинетов и вагонов-тренажёров нацелены все хозяйства. В частности, в Куйбышевской дирекции управления движением планируется поставка тренажёрного комплекса с интерактивным аудиовизуальным модулем для оказания первой помощи.
В прошлом году поступил тренажёрный комплекс оперативного персонала сортировочной горки для работников станции Кинель. В связи с этим планируется существующий здесь КТУ перевести в разряд центра профессионального обучения, чтобы использовать его при проведении курсов повышения квалификации работников горочного комплекса, а также прохождения практики студентами учебных заведений.
Учитывая тот факт, что для многих преподавателей технической учёбы - мастеров и бригадиров - методика проведения занятия, доведения материала до слушателя являются непростым делом.
По мнению первого заместителя начальника службы технической политики Эдуарда Ворошилова, необходимо организовывать для них семинары по изучению новейших разработок в области педагогики с привлечением опытных преподавателей учебных заведений.
Предстоит уделить особое внимание уровню оснащённости учебных полигонов. Как рассказал начальник Куйбышевского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) Владислав Рязанов, для решения этой задачи проведена большая подготовительная работа, в частности, с дирекциями согласованы наглядные образцы, которые будут переданы из хозяйств. В ближайшее время начнётся их транспортировка и установка на полигоне.
Предстоит учесть ещё ряд нюансов. Так, если для работников путевого комплекса из-за ограниченного пространства полигона есть возможность проводить занятия на реальном пути, то при организации занятий с представителями других хозяйств постепенно акцент смещается на макеты. В настоящее время в Куйбышевском УЦПК занимаются изучением рынка их производителей.
Александр Северов
"Куйбышевский железнодорожник".
Все новости Татарстана - здесь