Бугульминская газета

Поделят небо авиаперевозчики Бугульмы и Казани

Два региональных авиаперевозчика Татарстана - АК «Татарстан» и АК «Ак Барс Аэро» - сообщили, что объединение, которое активно обсуждалось последние несколько лет, не состоится. Собственник принял решение разделить сферы влияния компаний: АК «Татарстан» ограничить коммерческими перевозками, а «Ак Барс Аэро» - деловой авиацией, ремонтом и обслуживанием самолетов.

Авиакомпании «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», входящие в холдинг «Ак Барс», заявили о том, что их объединение не состоится. Наоборот, компании разделят сферы влияния на авиарынке республики. Этот вопрос обсуждали на авиационном форуме «Развитие авиасообщения в регионах России». Теперь эксперты недоумевают: по их словам, объединенная компания могла бы стать крупным федеральным игроком, а так каждая из них останется хоть и значимой, но в рамках своего региона и, возможно, ПФО.

Я не думаю, что авиакомпании будут объединяться. Они выберут свой сегмент: «Ак Барс Аэро», скорее всего, будет работать в рамках сегмента деловой авиации, а в рамках коммерческой - авиакомпания «Татарстан». Например, никто же не будет продавать сыр в магазине по продаже меха, тут примерно такая же ситуация, наверное, неправильно смешивать сегменты коммерческих и деловых перевозок.

Справка SmartNews

Об объединении двух крупнейших авиаперевозчиков республики - АК «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» - правительство РТ объявило в конце ноября 2011 года. Незадолго до этого Росавиация порекомендовала региональным перевозчикам объединиться для создания сильных авиакомпаний. Предполагалось, что после объединения у одной из компаний будет отозван сертификат эксплуатанта. Идею объединения поддержала «Росавиация». 3 марта 2012 года авиакомпания «Татарстан», которой до этого владело государство, перешла в собственность «Ак Барс Холдинга». Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявлял тогда, что объединение состоится до конца 2012 года. Долгое время с момента объявления интеграции двух авиакомпаний было неясно, какая из них возьмет на себя коммерческие авиаперевозки РТ.

Как пояснили SmartNews в авиакомпании «Татарстан», рассматривались разные варианты объединения двух крупных авиаперевозчиков республики, однако в конце концов остановились на сотрудничестве, и генеральные директора «Татарстана» и «Ак Барс Аэро» останутся на своих постах.

Парк «Ак Барс Аэро» - 15 самолетов CRJ-200 (50-местные) - переходит под коммерческое управление авиакомпании «Татарстан». Пассажир будет покупать билет на авиакомпанию «Татарстан», придет на отправку, а там будет самолет «Ак Барс Аэро». в «Ак Барс Аэро» остается деловая авиация, они будут выполнять заказные, чартерные рейсы, а также остается вся инженерно-техническая база. Таким образом, авиакомпании работают в симбиозе.

Справка SmartNews

Сейчас в авиакомпании «Татарстан» есть несколько самолетов, которые могут взаимозаменять, дополнять друг друга, перевозить большее количество пассажиров. До конца октября компания получит 15 самолетов CRJ-200. До конца сентября придут еще 9 Cessna Grand Caravan 208. На данный момент в эксплуатации 4 Airbus 319, 2 Boeing 737 и 2 «ТУ-154». Планируется увеличить парк аэробусов до 15 штук. Таким образом, нынешний парк национального перевозчика РТ вырастает минимум до 29 бортов, что согласуется с решением Росавиации о том, что на рынке должны остаться лишь те компании, которые имеют в своем парке не менее 20 воздушных судов.

Отметим, что на республиканском рынке бизнес-авиаперевозок уже есть один сильный игрок, с которым «Ак Барс Аэро» придется конкурировать, - это авиакомпания «Тулпар Эйр» с собственным парком бизнес-джетов и центром технического обслуживания. Эксперты сомневаются, что Татарстану нужны сразу два таких бизнес-перевозчика. Руководитель «Тулпар Эйр» сказал SmartNews, что от изменения планов по объединению на рынке ничего не изменится. Однако у пассажиров есть надежда, что качество работы перевозчиков улучшится. Отметим, что в сентябре этого года руководители авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» оштрафованы за уже не первую задержку авиарейсов. Как говорилось в официальном сообщении «Ак Барс Аэро», пассажиры не отправлялись вовремя из-за отсутствия резервного борта.

На мой взгляд, это правильный шаг. Одна компания занимается исключительно коммерческими пассажирскими перевозками, другая - VIP-перевозками. Разные сферы деятельности облегчают задачи работы и той и другой компании. Во-вторых, для Татарстана парк самолетов увеличивается, что дает возможность маневра: в случае малой загрузки заменить на самолеты меньшей вместимости или наоборот. И для пассажиров плюс: меньше риск задержек вылета, что последнее время в «Ак Барс Аэро», к сожалению, наблюдалось. Ну а на рынке авиаперевозок Татарстана это абсолютно никак не отразится.

Аналитики недоумевают, почему объединение компаний, о котором говорили несколько лет, так и не состоялось. Учитывая, что решение об объединении принималось два года назад, а перед этим довольно долго обсуждалось в том числе и на уровне руководства Татарстана, получается, что все эти усилия были потрачены впустую, говорит эксперт «Финам Менеджмент». По его словам, объединенная компания могла бы стать крупным федеральным игроком, а так каждая из них останется значимым игроком, но в рамках своего региона и, возможно, ПФО.

- Возможно, идея объединить две авиакомпании не была идеальной, но плюсов у нее гораздо больше, чем если компании продолжат свою деятельность поодиночке. Изменение этих планов может объясняться рядом причин. Во-первых, у акционеров этих компаний могли измениться планы, и они посчитали, что самостоятельное развитие компаний выгоднее. Во-вторых, могли возникнуть юридические, организационные и прочие сложности во время процесса объединения двух компаний, которые не позволяют осуществить задуманное. В-третьих, не исключено, что объединение не отменено, а просто отложено и все же состоится через несколько лет. Учитывая, что пока каждая из компаний остается самостоятельным игроком, не стоит ждать каких-либо изменений на рынке авиаперевозок в стране. Позиции компаний останутся прежними. По мере того как компании будут специализироваться на выбранных перевозках, изменения будут происходить, но они будут эволюционными, а не революционными.

- Это довольно нетипичный шаг для собственника двух аналогичных активов - сохранять их разными юрлицами. Как правило, и в российской и мировой практике следует присоединение одной компании к другой. Однако надо понимать, что слияние компаний - это сложный процесс, который не всегда приводит к положительным результатам. Известно множество случаев, когда при поглощении объединенная компания теряла долю рынка, а процесс «переваривания» затягивался на долгие годы. Слияние необходимо, если это приводит к синергии, возникновению новых возможностей для объединенной компании или экономии на издержках. Скорее всего, новые собственники не видят перспектив для роста в случае объединения. Куда больший эффект может дать разделение по сегментам. Это разные услуги, которые требуют разного подхода и разной корпоративной культуры. Кроме того, проблемы одной компании (например, задержка коммерческих рейсов, скандалы с пассажирами) не будут отражаться на имидже другой. Да и собственник оставляет за собой возможность, если понадобится, продать одну из компаний.

Анатолий Воронин отмечает, что не видит причин, по которым этот шаг смог бы серьезно повлиять на рынок авиаперевозок. Авиакомпании продолжают занимать свои ниши и лишь более четко определяются со своими секторами. В России должно быть больше авиакомпаний, в том числе мелких, которые смогли бы заполнить сегмент местных рейсов и перевозок на относительно небольшие расстояния. Крупные компании в таких перевозках менее заинтересованы и предпочитают оперировать протяженными маршрутами и дорогими самолетами.

Между тем некоторые аналитики видят рациональное зерно в отмене планов - титанические усилия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» по консолидации в альянс дали свои положительные результаты.

- Я думаю, что в данном случае консолидация была бы выгодна только с одной точки зрения, это могло бы упростить процедуру привлечения долгового финансирования. Но в таком случае ухудшилось бы операционное управление, так как синергия от этих двух сегментов довольно туманна. Я думаю, что решение разделить сегменты между компаниями - рациональное решение в текущих условиях и позволит более эффективно развивать оба направления. Что касается рынка, то, скорее всего, отсутствие конкуренции между двумя региональными игроками позволит обоим увеличить свои доли в каждом направлении, но существенного изменения ситуации не произойдет.

На мой взгляд, титанические усилия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» по консолидации в альянс дали свои положительные результаты - была создана собственная схема развития маршрутной сети в ПФО с привязкой региональных рейсов к популярным зарубежным линиям, с возможностью ее дальнейшего развития при поддержке других перевозчиков Поволжья. Это во многом стало залогом успеха при получении субсидии в размере 600 млн рублей на реализацию Программы развития авиаперевозок в Приволжском федеральном округе с 1 апреля по 20 ноября текущего года. По нашим оценкам, данная программа уже близка к окупаемости или окупила себя. Тем самым были созданы серьезные предпосылки для автономного развития авиакомпаний в сегментах коммерческих и деловых перевозок. Еще один немаловажный момент - создание региональных хабов для трансферных потоков через Казань как внутри региона и страны, так и в зарубежье. Полагаю, что успешный опыт «Ак Барс Аэро» (за неполные шесть месяцев пассажиропоток вырос в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) будет тиражироваться и в других регионах, прежде всего на Урале и в Сибири. Было бы отрадно видеть татарстанские авиакомпании в числе победителей на получение субсидий и в других федеральных округах.

СПРАВКА samrtnews

АК «ТАТАРСТАН» создана в 1999 году на базе бывших казанского (преобразован в акционерное общество в 1993 году) и нижнекамского авиаотрядов «Аэрофлота» (появились в 1950-х), а также нижнекамского аэропорта Бегишево. Базовыми аэропортами компании являются Казань и Бегишево. В начале 2012 года правительство Татарстана отказалось от сотрудничества с болгарским холдингом «Химимпорт» в области авиаперевозок и приняло решение передать авиакомпанию «Татарстан» в собственность ОАО «Холдинговая компания "Ак Барс"».ОАО «АК БАРС АЭРО» AK BARS AERO») - российская региональная авиакомпания. Прежнее название - ОАО «Бугульминское авиапредприятие». Авиакомпания выполняет регулярные и чартерные пассажирские рейсы в регионы центральной части России и западной Сибири, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Она - официальный перевозчик правительства Республики Татарстан. Штаб-квартира авиакомпании находится в аэропорту города Бугульма. Есть вертолетный филиал и в аэропорту Казани. Владелец авиакомпании - многопрофильный холдинг «Ак Барс».


Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: