Бугульминская газета

ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО МУЗЫКА

Мечта любой бугульминской девчонки 70-х годов прошлого века - нет, не бизнесмен и даже не депутат, а «клевый» парень - суперзвезда из местного вокально-инструментального ансамбля «Мираж».

…Советский Союз, начало 70-х годов. Бугульма. Голубоглазый, одетый по последней моде (брюки-клеш, приталенный батник) и с длинными а-ля «битлз» волосами Вовка Казанбаев сидел во дворе и бренчал на гитаре. Парнишка, надо сказать, из простой, но уважаемой семьи. Родители зарабатывали на жизнь честным трудом: отец занимал на заводе РЭТО руководящую должность, мама работала в профкоме. И сына после школы туда устроили.

А в это время из армии пришел другой молодой человек - смуглый красавец с волосами, как смоль, и карими глазами Раф Закиров. Присоединился к дворовым концертам В.Казанбаева, освоил игру на гитаре и трубе.

Именно они перенесли свое увлечение на завод, собрали команду единомышленников, среди которых были мастера «гитарного» дела В.Синявский и Ю.Блажиевский. В руках парней все горело: могли разобрать и собрать электрогитару, починить колонки, барабанную установку (благо на заводе работали: в любое время в любой цех забеги, что нужно подрежь, подпаяй). Юра освоил бас-гитару, Владимир - и саксофон, и клавиши, и трубу. Вошел в группу и Борис Хафизов, который играл на саксофоне.

Прошло немало лет, но до сих пор Рафик Закуанович, который в настоящее время служит начальником стрелковой команды ведомственной охраны железной дороги, с волнением и трепетом рассказывает о юности, вокально-инструментальном ансамбле «Мираж», добрым словом вспоминая руководство и профком РЭТО: «Какой у нас был крепкий коллектив! Друг за друга горой! Когда женились - дружили семьями. День и ночь мы могли пропадать на репетициях, экспериментируя со звуком. Большую роль в формировании молодежного творческого коллектива сыграли первый директор завода РЭТО Владимир Владимирович Блажиевский и председатель профкома Константин Васильевич Манаков. Кстати, сын его, Владимир, играл в «Мираже» на ударных инструментах, был вокалистом».

Название ВИА выбрали спонтанно: написали на бумаге много разных вариантов, свернули, сложили в шапку, и чья-то счастливая рука вытянула именно «Мираж». Так и появилась на заводе самая популярная в Бугульме молодежная группа того времени. Это уже потом, когда ребята доказали, что талантливы и всеми любимы, завод никогда их ничем не обделял, поддерживал: и аппаратуру новую закупил, и на смотры разные отправлял. А «Мираж», в свою очередь, с этих смотров для родного предприятия только первые места привозил.

Настоящей легендой был Валерий Слесарев - симпатичный парень, обладавший прекрасным тенором - голосом от Бога. Директор детской школы искусств Л.Пискунова вспоминает: «Голос уникальный. Что-то общее с Юрием Антоновым. Прекрасно мог его песни перепевать. Валерий был человеком интересным и необычным, как и все творческие люди. Не имея музыкального образования, обладал чутким слухом, легко брал высокие ноты. Мягкий тембр завораживал. Девчонки влюблялись, как только он начинал петь».

- Почти все ребята из ансамбля, как и их родители, работали на заводе, в том числе и наш папа - Павел Григорьевич Слесарев. Он тоже хорошо пел и всегда поддерживал увлечение брата музыкой. В юности Валера не пил, не курил, не слонялся без дела на улице. Самостоятельно научился игре на «Ямахе» и гитаре. Мы бережно храним все аудиозаписи песен в его исполнении, - рассказывает сестра Валерия О.Цыбизова.

Скоро руководство завода дало добро ребятам играть на танцплощадках города, сначала в клубе имени 14-ти Павших (он принадлежал железнодорожникам), а потом и в клубе «Строитель» (микрорайон «СУ-2»). Надо же было как-то поддержать рабочую и учащуюся молодежь, организовать досуг.

- Описать то состояние, в котором мы пребывали, просто невозможно: мало того что занимались любимым делом, творчеством, так еще стали знамениты. Об этом можно было только мечтать, - вспоминает участник группы Ф.Каримов. - А как бывало людно и весело на танцплощадках! Считали однажды, туда по 800 человек набивалось! Девчонки просто с ума сходили от наших песен!

Отслужив в армии, Фидаис в 1974-м устроился на завод и на протяжении многих лет играл в «Мираже». Рассказывает, что времени хватало на все: успевал и во дворе, и на стадионе в хоккей играть (это сегодня нужно толпиться в ледовом дворце, ожидая очереди, а раньше поле стадиона «Энергетик» заливали льдом - вот, оказывается, где было развлечение для горожан!), и на заводе работать, а хобби радовало душу.

Позже ВИА стали приглашать в «Зал торжеств» (был такой на улице Калинина) - обслуживать свадьбы, затем в ресторан в гостинице «Бугульма». Столики, неплохой сервис и живая музыка привлекали молодежь. Народу была тьма! Появились у группы и серьезные постоянные поклонники. Например, отец знаменитой певицы Алсу - Ралиф Сафин (который, кстати, сам неплохо играет на гармони и поет), когда приезжал в Бугульму, всегда устраивал встречи с артистами «Миража».

Пик популярности настал, когда в группу пришли М.Ганеев, В.Санков и Л.Мадюскина. В конце 1980 года попросили быть руководителем группы Е.Разумовского. Вскоре ансамбль на смотре творческой деятельности заводов стал лучшим в республике.

В начале своего творчества ансамбль исполнял популярные хиты А.Добрынина, ВИА «Поющие гитары», «Машина времени», «Цветы» и даже народные песни. А когда в ансамбль пришла Людмила Мадюскина (ныне Лыкова), пели все, что нравится, из репертуара Пугачевой и Ротару. Сочиняли и свои песни («Скоро стану я седым и старым…», «Очи вы большие и карие…, «Там, где клен шумит…», «Вечер на землю ложится…»). Одним из самых удачных произведений «Миража» считается рок-опера «Песнь о вещем Олеге». Музыку к поэме А.Пушкина ребята написали сами, и так славно получилось, что ансамбль даже пригласили на Пушкинские вечера в парк Горького в Москве. Выступали составом в 15 человек, одно жалко - записи не осталось… И это при том, что ни один из участников ансамбля не имел специального образования. Все опиралось на целеустремленность, упорство и огромную любовь к музыке, которая была для них отрадой и смыслом жизни.

В девяностые годы в стране начался экономический кризис. Не обошел он и Бугульму. На электронасосном заводе не стало работы, пошла волна сокращений. Знаменитая команда, которая к тому времени неоднократно меняла состав (в разные времена участниками группы были также Ю.Жульков, В.Савельев, А.Никитин, И.Ждярский), распалась. Сейчас «одних уж нет, а те далече». Из первого состава группы ныне здравствуют только В.Казанбаев (он работает в Нижневартовске) и Р.Закиров.

Но бугульминцы с любовью и гордостью вспоминают «Мираж». Начальник отдела культуры исполкома муниципального района Л.Миннуллина говорит: «В 2003 году группа собралась, чтобы дать в Доме техники, а затем и во Дворце молодежи ретро-концерт. И народ пришел - был полный зал. Ведь самое главное, что отличает группы 70-80-х, - песни, в которых искренность, душа. Сейчас все больше песен-однодневок, в которых ни художественности, ни смысла. А когда пели такие ВИА, как «Синяя птица», казалось, что поют они только для тебя. То же самое можно сказать и о нашем «Мираже». Когда они появились, я была совсем юной, но и сегодня помню, какой они имели успех, как о них говорили».

Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. С одними песнями связаны светлые события и приятные воспоминания, с другими - ссоры и расставания. Но однажды прозвучавшие и запавшие в душу, даже если не были записаны на диски и кассеты, даже если коллектив распался и нет в живых людей, которые их исполняли, - хорошие, со смыслом, добрые песни навсегда остаются в памяти, как остались в памяти заводчан и всех бугульминцев выступления «Миража». И когда не останется уже ничего, будет одна только музыка, как мираж о былых временах…

На снимке (слева направо): Фидаис Каримов, Валерий Слесарев, Рафик Закиров, Людмила Мадюскина (Лыкова), Евгений Разумовский, Маркиз Ганеев и Владимир Санков.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: