Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

«Я наслаждаюсь деревенским житьём...»

1 октября исполнилось 300 лет со дня рождения Петра Ивановича Рычкова, выдающегося экономиста, историка, географа и журналиста, который много сил отдал изучению нашего края.

Он родился в Вологде в 1712 году. Его отец занимался в ту пору торговым промыслом - сплавом хлеба по Сухоне и Северной Двине к Архангельску. Но дела шли неважно, он разорился, и семья переехала в Москву. Здесь молодой Рычков обучался иностранным языкам, к коим имел особые способности, а также бухгалтерии и коммерции. Службу начал в 1730 году (ему только исполнилось 18 лет!) управляющим казенных стекольных заводов в Ямбурге под Петербургом. Тут он прослужил три года, а затем, при содействии обер-секретаря Сената И. Кириллова, был принят переводчиком и помощником бухгалтера в Санкт-Петербургскую таможню. Знакомство с Кирилловым сыграло в судьбе молодого Рычкова огромную роль, во многом определило его будущее. И.В. Кириллов, выходец из школы Петра Первого, обратил внимание на ум, любознательность и трудолюбие своего протеже. В 1734 году под его началом Петр приступил к работе в Оренбургской экспедиции, занимаясь канцелярскими делами. С 1737 года работал в Оренбургской комиссии под руководством крупнейшего историка и географа Василия Татищева.

В дальнейшем начинается стремительный карьерный рост П.И.Рычкова, характеризующийся возраставшей сложностью поручаемых ему задач и расширением сферы его деятельности. В 1743 году он получил официальное назначение заниматься «секретными и заграничными делами» в администрации Оренбургского края. С 1752 по 1759 гг. Рычков занимал высокую должность товарища при губернаторе, а затем, после примерно одиннадцатилетнего перерыва, вызванного ухудшившимся состоянием здоровья и дел «домашней экономии», вновь вернулся на службу в качестве правителя Главного Оренбургского соляных дел правления. Почти одновременно с этим, в 1775 году, главнокомандующий в Оренбургской, Казанской и Нижегородской губерниях граф П.Панин в соответствии с указом Сената определил Рычкова «сверх порученного... соляных дел правления... в учрежденную от него при Оренбургской губернии иноверческую и пограничную экспедицию сочленом губернаторским».

Главными научными трудами Петра Ивановича, принесшими ему широкую известность, являются «История Оренбургская» и «Топография Оренбургская». (Напомним читателю, что Бугульминский уезд долгое время входил в состав Оренбургской губернии). В них собран богатый фактический материал по истории народов Южного Урала и прилегающих к нему областей («Краткое известие о татарах и о нынешнем состоянии тех народов, которые в Европе под именем татар разумеются» и пр.), даются сведения об их занятиях, быте, взаимоотношениях; обстоятельно освещена деятельность Оренбургской экспедиции; даются справки о строительстве крепостей, переселении русских на Южный Урал и хозяйственном освоении ими края, развитии земледелия, имущественном состоянии и повинностях крестьян. (Кстати, впоследствии многие ученые и писатели обращались к наследию П.Рычкова, в том числе Александр Сергеевич Пушкин, который через полвека после смерти ученого вспомнил о нем и воспользовался его трудами по истории Оренбургского края при работе над «Историей Пугачева»). Ученым же был составлен и первый путеводитель по Казани.

В 1741 году Петр Рычков возглавил Географический департамент, созданный при Оренбургской комиссии. В 1752 году по его инициативе группа геодезистов во главе с прапорщиком Красильниковым приступает к составлению новой генеральной карты Оренбургской губернии и десяти частных карт. Составление первого атласа края было завершено в 1755 году.

В качестве пояснительной записки к атласу Рычков пишет капитальный труд «Топография Оренбургская», который в 1762 году был опубликован в академическом журнале в Санкт-Пе-тербурге, получив высокую оценку Михаила Васильевича Ломоносова и других русских ученых-академиков. «Топография Оренбургская» имела большое значение для географической науки. Она явилась трудом, намного опережавшим свое время; в русской и мировой географической литературе в то время не было подобного. Работа Петра Рычкова и до сих пор не утратила своего историко-географического значения.

Попутно с работой над «Оренбургской топографией» и «Историей Оренбургского края» Рычков решал целый ряд местных проблем, регулярно высылал свои сообщения в Академию наук. Так, он досконально изучил вопросы «О сбережении и размножении лесов», «О способе к умножению земледелия в Оренбургской губернии», написал труды «Описание урожая хлеба в Оренбургской губернии», «О содержании пчел», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии», «Письма о земледелии в Оренбургской и Казанской губерниях». И мало кто знает, что, например, толчок к развитию ныне всемирно известного промысла по производству пуховых платков в Оренбуржье дала статья Рычкова «Опыт о козьей шерсти». Труд ученого, а также активная деятельность его супруги Алёны Денисьевны способствовали широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел.

Путешествуя по Башкирии, Петр Иванович первым описал Уфу, Бирск, Табынск, многочисленные реки, озера, животный мир, полезные ископаемые. Первым из ученых Петр Рычков побывал в знаменитой Каповой пещере («Шульган-Таш») и дал ее описание. Он был хорошо знаком с башкирами, которым посвятил ряд работ, где показал их историческое прош-лое, современную жизнь, подробно описал быт, хозяйство, взаимоотношения с другими народами, населявшими огромную Оренбургскую губернию.

Работая в канцелярии Оренбурского края, Рыч-ков заведовал перепиской своих начальников, выполнял по службе функции бухгалтера, секретаря, помощника губернатора, а порой исполнял и обязанности губернатора. Известно, что такие выдающиеся правители Оренбургского края, как Кириллов, Татищев, Неплюев относились к Рычкову доброжелательно и тепло. Они ценили его, дорожили им как специалистом, хорошо знавшим край.

Результатом высокой оценки трудов Петра Рычкова явилось присуждение ему высокого академического звания. Оценив научные заслуги Рычкова, Михаил Васильевич Ломоносов подает 21 января 1759 года представление президенту Академии Кириллу Разумовскому, в котором настаивает на необходимости учредить «по примеру некоторых других Академий класс академических корреспондентов» и «начать сие учреждение принятием в такие корреспонденты Петра Ивановича Рычкова».

Очень скоро Академическое собрание присвоило Рычкову почетное звание члена-корреспондента. Диплом был выдан ему 18 августа 1759 года, и он стал первым членом-корреспондентом Академии наук. Заслуги ученого были отмечены, помимо звания члена-корреспондента Академии, избранием в члены Вольного экономического общества и Вольного российского собрания при Московском университете. Все эти годы Петр Иванович публиковал многочисленные работы и статьи, ему присуждались научные медали, а труды переводились на немецкий язык и становились достоянием европейских ученых.

Но вскоре в жизни Петра Ивановича возникают новые обстоятельства. По совету докторов он уходит в отставку, и весной 1760 года, после многих лет службы, поселяется в своем селе Спасском, в 15 верстах от Бугульмы, где полностью отдается сельскому хозяйству и управлению собственными винокуренным и медеплавильным заводами. Одновременно поддерживает связи с Академией наук, европейскими учеными, находившимися в России, завязывает деловое общение с жителями края, проявляет стремление познать народный опыт. Академики Иван Лепехин, Петр Паллас и другие ученые, посещавшие Оренбуржье, часто заезжали в Спасское к Пет-ру Рычкову. И глухое село в то время перевидало у себя многих видных ученых. Радушный хозяин с гордостью знакомил гостей с местными достопримечательностями. Лепехин, например, осмотрел остатки медных рудников, башкирские борти в лесу и алебастровую гору у села Огородниково.

Именно здесь Петром Ивановичем написаны десятки статей по актуальным вопросам истории и народного хозяйства, приведен ряд ценных наблюдений. Рычков заводит большую пасеку и устраивает ульи со стеклянными стенками, чтобы постоянно вести наблюдения за жизнью пчел. Позже эти наблюдения легли в основу первого научного труда по пчеловодству. А в 1768 году в статье «О горячей угольной земле» он пишет, что в тридцати верстах от Спасского им обнаружены два пласта каменного угля.

Переехав в это свое село, Петр Иванович на первых порах был очень доволен резкой переменой в своей жизни, радовался тому, что наконец-то освободился от канцелярских дел и получил полную возможность отдаться любимому делу - науке. 3 июля 1760 года он писал Г.Миллеру: «Я наслаждаюсь и пользуюсь деревенским житьем. Домашняя моя экономия дает мне столько же упражнений, как и канцелярия, но беспокойства здесь такого, как в городе, не вижу». А 7 августа 1764 года сообщал своему адресату: « Здесь, в деревне, с женою и меньшими детьми, коих при мне шестеро, сплю сколько хочу. Напившись с ними чаю, хожу и езжу на медный мой завод, который от дому моего не далее двухсот саженей. Там бываю с час или больше. Возвратясь оттоль, смотрю церковное строение (церковь каменная изрядною архитектурою здесь смотрится, и сие лето окончить ее надеюсь). Иногда схожу на винокуренный мой завод и на мельницу. Езжу в деревню мою, которая отсель в верстах 5-6, или на поле, где сев хлебный, с женою и детьми. За стол сажусь обедать с своими в шести или семи человеках, но редко день проходит, чтобы проезжего не случалось, ибо живу на большой дороге и имею у себя приятелей…Теперь у меня здесь маленький Рим, тем наипаче, что вчерась и сегодня мимо моего села марширующие азовского полку офицеры, заезжая ко мне, умножают у меня людство и компанию.

Вот жизнь моя, которую я здесь препровождаю. Три сына вместо меня служат Отечеству».

В период Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева имение Рычкова подверглось разорению, была утрачена биб-лиотека и часть переписки. Болью в сердце отозвалась гибель 35-летнего сына Андрея в августе 1774 года под Корсуном в сражении с пугачевскими отрядами - он был полковником и комендантом Симбирска.

Рычков стремится противостоять ударам судьбы, по-прежнему занимается делами и наукой. В 1776-1777 годы он пишет «Лексикон, или Словарь топографический Оренбургской губернии...», оставшийся в рукописи и хранящийся сейчас в Государственной публичной библиотеке в Москве.

В 1777 году наступил новый поворот в его жизни: Сенат назначает его начальником всех екатеринбургских заводов. По прибытии 1 июля в Екатеринбург ученый вступает в должность. Однако развернуть свою деятельность на новом месте ему не удалось. 15 октября того же года в возрасте 65 лет П.И.Рычков скончался.

На третий день после смерти, 18 октября, канцелярия рапортует Правительствующему Сенату и государственной Берг-коллегии «о смерти господина статского советника и здешнего главного командира Рычкова, случившейся ему в 15 день сего месяца от болезни, продолжавшейся с прибытия его сюда».

Тело Рычкова было доставлено в родовое село Спасское и захоронено в сельской церкви. Дело Петра Рычкова продолжил его младший сын Николай, который принимал участие в экспедиции Петра Палласа, в 1769-1770 годы исследовал Казанскую, Оренбургскую, Уфимскую, Вятскую, Пермскую губернии.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

Erid:2VtzquYAz4q