Бугульминская газета

Сохранить хотя бы память…

Народы, заселявшие просторы бугульминского края, основывали населенные места, придерживаясь национальной принадлежности и веро-исповедания. Главными ориентирами поселений, своего рода «маяками», на центральной улице становились церкви и мечети.

Мусульмане и христиане возводили культовые здания на народные пожертвования. Бедняки приносили что Бог послал, кто побогаче - не скупились на большую долю. Небольшие здания возводились методом народной стройки - «всем миром». Эти строения становились центрами городов и сел. Прилегающая территория превращалась в площадь, а та, в свою очередь, обрастала торговыми рядами. Любой путник, проезжавший населенное место, не мог не увидеть колокольню или минарет. Недаром в народе говорили: «Все дороги ведут к храму». Культовые здания становились источниками духовной жизни прихожан, местом паломничества и гордости жителей окрестных деревень, а также центром, определяющим торговые и экономические отношения населения.

Главная улица Бугульмы - улица Казанская (ныне Ленина) - была частью большой Московской дороги, ведущей на Оренбург и Уфу. Она вела путника к первому в городе белокаменному собору - Богородицкому. Сейчас на этом месте мемориал «Вечный огонь». Мимо этого собора проезжал А.С. Пушкин, когда собирал свидетельства истории пугачевского бунта, поэт и наставник будущего императора Александра II В.А. Жуковский, писатель С.Т.Аксаков, герой Отечественной войны 1812 года - легендарный гусар Денис Давыдов и многие другие военачальники и государственные деятели.

Храм был построен в 1783 году во имя иконы Казанской Божией Матери на личные сбережения майора царской армии в отставке И.И. Галаутова. Свое предназначение собор выполнял вплоть до 1927 года, когда местные власти своим решением его закрыли. Здание использовали под складское помещение, для содержания контрреволюционных элементов - арестованных кулаков и монахинь Бугульминского женского монастыря. После чего его разобрали на строительные материалы. В советский период на этом месте был открыт парк культуры и отдыха. Позже заложен мемориал «Вечный огонь».

Второй каменный собор - Никольский - общество задумало возвести в честь очень почитаемого в России святого Николая Чудотворца. В 1847 году собравшиеся домохозяева, купцы и мещане так обосновали необходимость его строительства: «…имеющийся в нашем городе один храм так мал, что едва седьмая часть жителей в оном может быть при совершении божественной литургии. Чрез что остальные граждане всегда противу желания лишаются счастья приносить теплые молитвы Господу Богу нашему». Место под строительство было выбрано также на главной улице - Казанской, на базарной площади. Примерно на том месте, где сейчас стоит памятник В.И. Ленину.

Только через девять лет будет принято окончательное решение о строительстве храма. А завершится оно через десять лет в 1866 году. Возведение шестиглавого трехпрестольного храма затянется из-за затруднений с финансированием. Средства собирали простые горожане и купцы (так, купец И. Носов пожертвовал 3500 рублей на колокольню), но основную лепту внесли известные на всю Россию елабужские купцы Стахеевы.

Все значимые события в стране и городе публично оглашались в стенах старого (Богородицкого) и нового (Никольского) соборов. Здесь бугульминцы услышали текст манифеста об отмене крепостного права, о покушениях на жизнь, а потом и об убийстве Александра II, о восшествии на российский престол его сына, а затем внука. На городской площади перед собором горожане приносили присягу новым императорам.

5 марта 1917 года на площади у Никольского собора военные чины 129-го запасного пехотного полка, городские власти и чиновники приняли присягу верности Временному правительству. После чего под звуки духового оркестра войска гарнизона прошли парадным маршем по Казанской улице. Следом, самоорганизовавшись, шествовали шеренги чиновников и интеллигенции, рабочие железной дороги, крупозаводов, представители других сословий. Так впервые в истории Бугульмы прошла первая мирная массовая демонстрация из солдат, рабочих и крестьян.

После прихода к власти большевиков всякого рода шествия, митинги и собрания были запрещены. Все новости доводились до населения через отпечатанные листовки - приказы. В краеведческой литературе хорошо описан случай времени помощника военного коменданта города Ярослава Гашека, когда несколько горожан, собравшихся в Никольском соборе после службы, были арестованы и без суда тайно расстреляны. Их тела были брошены в овраге без погребения. О преступлении жители узнали только весной, когда растаявший снег обнажил тела погибших.

В 1934 году Никольский собор был разрушен.

Башкиры, татары, тептяри компактно проживали вокруг Бугульмы. В каждом поселении общины строили мечеть, а в крупных населенных местах их возводили две и даже три. В конце XIX столетия в нашем городе насчитывалось до пятисот мусульман.

Несмотря на то, что там проживало всего 150 мусульман мужского пола (Э. Гибадуллина, Р. Хайруллин, «Азан в Бугульме: прошлое и настоящее». С. 119), сформировавшаяся татарская община смогла в 1898 году на собственные средства построить каменную соборную мечеть.

Для этих нужд городская управа бесплатно выделила земельный участок на окраине города. Здесь надо уточнить: место, где сейчас расположена современная начальная школа лицея № 2 (ул. Гоголя), и было той самой окраиной. Там не только молились. При мечети в пристроенных помещениях на средства прогрессивного купца Ш.Л. Хакимова была открыта русско-татарская школа, где в раздельных помещениях велось обучение девочек и мальчиков.

В 1930 году муллу «за контрреволюционную деятельность» арестовали и выслали. Здание подвергнуто разгрому, хотя официально мечеть не была закрыта. Правоверные писали жалобы на действия местных властей. Из Казани прибыла специальная комиссия, которая в акте отра-зила только бесхозяйственность местного исполнительного комитета. Критика возымела место, здание привели в порядок, но передали его под нужды городского коммунального хозяйства.

Только в 1967 году Совет по делам религий при Совмине СССР официально зарегистрировал Бугульминское мусульманское религиозное объединение. Теперь уже на законном основании активисты объединения стали требовать передачу сохранившегося здания бывшей мечети для нужд верующих. На что партийные власти приняли решение здание мечети разрушить. Так с лица города исчез последний культовый архитектурный памятник мусульман.

Со слов очевидца тех событий, Талии-апы Гафуровой (85 лет): «…Снос здания мечети происходил в течение целого года: экскаваторы не могли сломать его стены, настолько основательно и с душой была построена эта единственная в то время бугульминская мечеть. Когда ее все же окончательно разрушили, то мусульмане приходили на религиозные праздники к кладбищу, расположенному на Сокольской горе, и молились возле его ограды, невзирая на грязь и снег. А после уничтожения мечети начали происходить мистические события с непосредственными участниками сноса здания: по тем или иным причинам они все ушли из жизни в течение короткого промежутка времени. По-видимому, есть высшие силы, которые, находясь за гранью нашего понимания, стоят на страже религиозных объектов…»

В Бугульме сегодня осталось не так много памятников архитектуры, связанных с историей событий минувших дней. Особенно это остро ощущается, когда встают вопросы: что же показать гостям города или о чем должны знать и помнить наши дети?

Пришло время сохранить нынешнему поколению бугульминцев хотя бы память о святых местах, неразделимо связанных с прошлым наших предков, безвинно пострадавших за свою веру. Конечно, наивно полагать, что найдутся реальные возможности возродить духовные храмы на их прежних местах. Но ничто не мешает установить там символичные, так называемые «Камни памяти» с изображением и информацией о том или ином духовном храме. Для этого нужна только наша воля, поддержка местной власти и инициатива неравнодушных к истории меценатов. Несомненно, что подобное архитектурное решение увековечить память о снесенных соборах и мечети - это не только дань уважения святым местам города, но и познавательный и воспитательный урок для юных земляков.

Вероятно, эта тема не оставит равнодушными людей, кому небезразлична история родной Бугульмы. Поэтому есть предложение обсудить данный вопрос на страницах «Бугульминской газеты» и на городском портале www.bugulma.ws, раздел «Форум», или можно сделать звонок по телефонам: 8-965-612-33-66, 4-84-26.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: