Бугульма - город на горах, который часто посещают густые туманы. Была последняя ночь существования организации под названием «милиция», поскольку утром вступал в силу « Закон о полиции». Правоохранительный орган, который население с 10 декабря 1917 года знало под названиями: милиция диктатуры пролетариата, рабоче-крестьянская, советская, милиция РФ, вновь сменил своё название.
Мысленно представил себе, что оказался на пустом перроне станции «Бугульма». Нас было двое: я, бывший биограф местной милиции, и скульптура бравого солдата Швейка. Паровоз «овечка», стоявший на «мертвом якоре» на привокзальной площади, вдруг поднялся и исчез в тумане, а вскоре раздался протяжный гудок, и из паровозного депо подкатил к перрону небольшой состав с пятью вагонами, на которых были надписи с названиями милиции разных лет. Невидимый диспетчер объявил: «Граждане провожающие, поезд со станции «Бугульма» отправляется на станцию «История». Мигнул зеленый огонек светофора, и состав исчез, словно его не было вовсе. Я поклонился вослед. Эра милиции закончилась...
Приоткрыл глаза: за окном падал рождественский снег. Вспомнил, как в 1969 году, после окончания юрфака КГУ, приехал в Бугульму. В тот год происходило как раз очередное реформирование - МООП СССР (министерство охраны общественного порядка) преобразовывалось в МВД СССР. В 1969 году отдел милиции находился на улице М. Джалиля, в бывшем доме купца Хакимова с печным отоплением, неяркими лампочками. Тесные комнаты для сотрудников переполнены, мебель старая, обшарпанная. В зале для собраний - обычные деревянные лавки, как в сельском клубе. На сцене - простой стол, покрытый красной материей, графин с водой. На заднике - портреты вождей и обязательный бюст Феликса Дзержинского.
В старой милиции остро чувствовался крепкий запах самогона и бражки, поскольку в каптерку рядом с дежурным участковые после очередных рейдов привозили конфискованные самогонные аппараты и зелье. Из недр КПЗ доносились запахи немытых человеческих тел, кислых щей и прочее, свойственное спе-цифике данного учреждения.
И только в 1972 году милиция, суд, прокуратура, ГАИ, паспортный стол переехали в новое кирпичное здание на улице Октябрьской.
В 1970 году я познакомился с сотрудниками местной газеты «Ленинское знамя» В. Лукашовым, В. Савельевым, В. Храмовым, позже с В. Изергиным и другими. А первым моим рецензентом был прокурор города и района заслуженный юрист РСФСР Р. Хасанов, который сам часто писал в местную газету. Именно тогда на страницах «Ленинского знамени» стали появляться мои первые информации, репортажи с места происшествий, портреты сотрудников милиции. После удачных рассказов об инспекторе Косичкине и архивном расследовании гибели разведчика Салимгареева тогдашний редактор газеты В. Лукашов предложил мне подумать о написании книги, пусть небольшой, но с подлинными фамилиями участников реальных событий. Начальник угро майор Ф. Алимов (выпускник Московской высшей школы милиции), узнав об этом, посоветовал: «Ты видишь, наши ветераны уже на ладан дышат. Умрут и унесут с собой всю историю бугульминской милиции. Сходи к каждому, поговори, почитай документы».
Мне повезло, я застал в живых всех бывших начальников угро, начиная с С.Набережного, который был вторым по счёту начальником местного уголовного розыска.
На создание книги «На рубеже» (она стала первой в трилогии «Хроника уездного угрозыска»), героями которой стали сыщики 17-18 годов предвоенного и военного периодов прошлого столетия, ушло пять лет. Её издали в «Таткнигоиздате» в 1980 году тиражом в 25 тысяч экземпляров. Для молодого автора это был большой тираж. Он быстро разошёлся, поскольку там были невыдуманные истории и реальные люди.
Следующая книга хроники вышла уже в Бугульме, в 1995 году, ко Дню Победы, и была посвящена в основном ветеранам Великой Оте-чественной войны. Третья книга «Объявляю вас арестованным» также издана в Бугульме, в 1998 году.
Шли годы. Поезд истории медленно ехал, постукивая колесами по рельсам, и под этот стук писались новые статьи, очерки и повести.
В 1980 году ЦК ВЛКСМ наградил меня знаком «За активную работу по охране общественного порядка» за серию статей о подростковой преступности.
В 2001 году по предложению совета ветеранов МВД РТ и с согласия министра МВД А. Сафарова в Казани вышла книга-биография «Наш генерал», посвящённая бывшему министру МВД Татарии С.Япееву. За эту работу я награждён нагрудным знаком «За отличную службу в МВД РТ».
В последние годы я писал в основном для сборников МВД РТ. В «Бугульминскую газету» готовил материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, фронтовых разведчиках, смершевцах, бойцах охраны тыла армии и простых пехотинцах. На мой взгляд, самыми удачными очерками стали «Война глазами солдата» о бронебойщике И. Смирнове и «Комбат» об артиллеристе И. Кондратенко.
В 2010-2011 годах по предложению доктора юридических наук, судьи Конституционного суда РТ Ф.Багаутдинова принял участие в написании трех книг «Жизнь замечательных юристов». И таким образом отдал долг памяти своим преподавателям на юрфаке КГУ. В ноябре прошлого года по предложению совета ветеранов милиции Бугульмы и МВД РТ уже теперешний министр МВД РТ А.Хохорин подписал приказ о награждении меня знаком «За верность долгу» в связи с 40-летием сотрудничества со средствами массовой информации МВД РТ. Мне этот знак особенно дорог тем, что отражает суть моей архивно-розыскной и литературной работы.
Прощай, милиция! Рукописи не горят, «сгорают» люди, но память о лучших из них остается. В моём случае - благодаря тому, что многие материалы для книг сначала появились в «Ленинском знамени» и «Бугульминской газете».
На снимке: И.ШЕРСТНЁВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса