Зима 1922 года. Отец Нифонт, крестный Степана Набережнова, привычно кряхтя, забрался по обветшавшей от времени лестнице к звоннице.
Достал из заветного тайничка уже не петровский штоф, как в прежние времена, а косушку из монопольки и выпил водку единым махом. Посидел, подождал, когда «проклятая привьется», и собрался спускаться вниз, к келье, где обитал. Но неожиданно резкий удар по горлу перебил ему шейные хрящи, и монашек Нифонт скатился вниз замертво.
Когда Набережнов прибыл на место обнаружения трупа, он нашел на груди Нифонта игральную карту туз крести с надписью: «Поповско-ментовскому работнику от грязного бандита. Зорин».
СПЕЦДОНЕСЕНИЕ. Казань. Центророзыск. «В декабре 1921 года в Шешминском лесу Бугульминского уезда, на базе остатков организации «Черный орел и Земледелец», сформировалась вооруженная и большая банда, имеющая сеть явок и свою разведку. По данным милиции, ею руководит житель села Шешминка, бывший колчаковский офицер, фельдшер Иван Зорин. Его заместитель – Харис Гафуров. Банда провела серию терактов в отношении ответственных работников уездисполкома, выезжающих по делам службы в сельскую местность.
В январе 1922 года оперуполномоченный ГПУ по Бугульминскому уезду Муравьев создал сводный отряд под руководством Садового Якова Ивановича, племянника командира отряда капитана милиции В. Садового, выпускника Омской высшей школы милиции, служившего в угрозыске Бугульмы в 80-90 годах. Отряд был отправлен в Шешминский лес с целью ликвидации банды. Но поскольку зоринцы жили в лесу, в тщательно замаскированных землянках, и имели хорошо поставленную разведку и агентуру в городе, операция провалилась.
Отряд попал в засаду, командир погиб. По свидетельству бойцов отряда, Садового лично застрелил Гафуров. Для ликвидации банды угрозыск совместно с ГПУ проводит оперативную комбинацию с целью получения информатора из числа активных членов банды. Код операции – «Роженица». Руководит операцией начальник уездугро С. Набережнов».
Кто же он, этот Набережнов? Что мы о нем знаем? Вот какую информацию удалось найти, работая с архивными документами. Набережнов Степан Константинович (на фото) родился 1 июля 1889 года, в семье мещан. Окончил три класса Бугульминского городского училища. С 28 ноября 1919 года служил в милиции начальником 9 городского отдела, с сентября 1920 года – начальником уездной милиции, с ноября 1920 года – начальником кантона милиции. В апреле 1921 года его назначают начальником отделения Бугульминского угрозыска, а через три года (в апреле 1924-го) он уже руководит угрозыском Елабужского кантона. За успешную борьбу с бандитизмом Степан Константинович в 1930 году был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Умер 19 февраля 1975 года, погребен на бугульминском старорусском кладбище.
Начало февраля. Здание райкома партии. Оперативное совещание. Выступает секретарь райкома Лазарев:
– Товарищ Набережнов, мы эту банду должны обязательно ликвидировать. Я спрашиваю вас как партийца и профессионала: сумеет ли угрозыск справиться с поставленной задачей или просить помощи у центра?
– А какие у меня права? Привезти бандитов в город для суда или расстреливать на месте?
– Действуйте сообразно обстановке. Какая от райкома нужна помощь?
– Бойцам – питание, транспорт и оружие у нас есть. Для начала нужно провести глубинную разведку в районе села Шешминка. Со мной пойдет небольшой отряд сотрудников угро и милиции. После чего, если не возьмем «языка», придется проводить оперативную комбинацию с целью получения информированного участника банды (конец записи протокола).
Февраль 1922 года. Здание угро (дом купца Климова), оперативное совещание. Присутствовали: от ГПУ – Муравьев, от угро – Набережнов, Капустин, Казачков, Шишакин, Удин, Савельев, Арзамасцев, Зюряев, от военкомата – Соколов, от домзака – Кузнецов. Совещание начал Набережнов:
– Товарищи, сегодня мы с вами собрались из разных ведомств в связи с тем, что райком партии дал указание на скорейшую ликвидацию банды Зорина. По приказу секретаря райкома Лазарева угрозыск провел глубинную разведку в районе бандформирования. Выявлена «малина» в районе пасеки. В пчелиных колодах нашли спрятанные затворы и ремни к винтовкам. Кроме того, обнаружены следы на снегу порядка 20 человек. Наши сотрудники Арзамасцев и Казачков пошли на лыжах по болотам, по следам этой группы, но были встречены плотным ружейным огнем. Обошлось без погибших и раненых. Группа из 12 сотрудников под руководством милиционера Хавратова на трех санях проехала к Шешминскому лесному массиву и прочесала за световой отрезок времени 15 километров. В районе села Кувак нашли землянку-схрон, в ней – винтовку и наган, годные для боя. В селе Кувак с помощью местных охотников милиционеры через гору вышли в лес, там нашли еще одну землянку-схрон, в ней – 10 пар новых лаптей, оцинкованный шкаф, седла. Костер у схрона загашен. Судя по всему, банда ушла в село, чтобы затеряться среди жителей. В одном из домов сотрудники нашли погреб с замаскированным выходом. Путем опроса сельчан установили, что Зорин часто бывал в этом доме и сегодня ушел, буквально перед приходом милиционеров, в одних носках, не успев запрыгнуть в валенки. Милиционер Зюряев, спустившись в замаскированный погреб, насчитал около 1500 окурков. По ним можно судить, какое количество бандитов отсиживалось в этом потаенном месте. Хозяйка явки была задержана, дала показания на местного мельника, который, в свою очередь, подтвердил факт убийства Гафуровым товарища Садового, а Зориным – одинокого, заблудившегося красноармейца из пересыльной части. Люди боятся идти в лес. Зорин озверел и никого не милует. В народе его так и называют «грязный бандит». Он без боя не сдастся. Какие будут предложения?
В конце этих слов Набережнов обвел глазами присутствующих.
После совещания остались Набережнов, Муравьев, Капустин.
– По всему видно, что без задержания Хариса Гафурова нам до Зорина не добраться. Предлагаю назвать операцию «Роженица». Что у нас есть на доктора по линии ГПУ?
Муравьев достал из кармана фирменной гимнастерки несколько вчетверо сложенных листков бумаги и, аккуратно развернув их, стал читать вслух:
– По данным ГПУ, Николай Михайлович Земляницын начал врачебную деятельность в 1911 году, после окончания медицинского факультета Казанского университета. Самостоятельно начал работать врачом в сельской местности Черемшанской волости. В 1918 году Земляницын принят в хирургическое отделение Бугульминской уездной больницы на должность старшего врача. Боролся с тифом, спас жизни многих людей. Работал хирургом, акушером. По линии угро: с его помощью разоблачен Жукович – белый разведчик, пробравшийся в наш отдел ЧК. Очень часто Земляницын привлекается как судмедэксперт. Кроме того, дважды был сам ограблен, «вытряхнут» из шубы. Он лишался и своей лошади с фаэтоном. В обоих случаях нападавшие задержаны, вещи возвращены.
Затем слово взял Капустин:
– Я к операции готов – платье, грим, живот накладной. Жду команды.
– С военкомом – полная договоренность, он лично привезет «мадам Соколову», «сестру» жены, которая приехала погостить в Бугульму, а тут приспело время рожать. Врач даст заключение, что у роженицы «тиф», чтобы содержать ее в отдельной палате. Конечно, дело мы затеваем деликатное – мужик в роддоме. Но жена Хариса вот-вот родит, и операция рухнет. Она уедет, и Хариса поминай как звали. С доктором я хотел бы переговорить с глазу на глаз, – сказал Набережнов.
Раннее утро 5 февраля. Здание роддома. Сыщик Капустин не спал уже две ночи, вымотался от непривычного безделья и пролежал все бока. Он кряхтел, охал, изображая роженицу. Доктор уговор исполнил исправно, койка в коридоре задернута занавесками и табличка пришпилена «Роженица Соколова. Подозрение на тиф, просьба – не беспокоить». А Капустин в это время «грел» под казенной подушкой гранату и наган-самовзвод.
Кто-то тихо постучался в дверь роддома. Капустин насторожился. Он услышал голос: «Тихо, апа, тихо. Я муж Гафуровой, проведать ее пришел. Позови мне, апа, жену. Поговорить надо. Когда родит?» Нянечка отвечала: «Когда бог даст – родит. Вон даже доктор домой не идет, в кабинете дежурит. А ты не кури здесь, нельзя. Сейчас жену твою приведу».
Капустин с гранатой в руке по-кошачьи подошел к комнате, где сидели на скамье Гафуровы и тихо шептались. Жена Гафурова, увидев за спиной мужа беременную с гранатой в руке, ойкнула и стала сползать на пол, теряя сознание от испуга.
– Гафуров, – приказал Капустин. – Встань лицом к стене. Стой спокойно, не дергайся, чуть что – взлетим в небеса, все вчетвером: ты, я, твоя жена и ребенок. Сейчас пойдем в кабинет доктора, наверх.
– Здравствуйте, доктор, бегите скорее вниз, там на полу женщина лежит, рожать надумала. Но сначала мы ему вместе руки за спиной бинтом перевяжем.
Капустин спрятал в карман халата гранату и достал наган:
– Где личное оружие, Харис?
– В санях, под сеном, винтовка. Я один приехал, начальник, не обманываю.
– Вот что, Гафуров, даю тебе редкий шанс, чтобы твой ребенок увидел отца. Сдашь связников и проводников, места схронов, лежбище Зорина – гарантирую жизнь.
Операция «Роженица» завершилась и послужила началом конца банды Зорина.
Спецдонесение. Казань. Центрозыск. «5 февраля 1922 года в связи с успешной операцией в роддоме нам удалось задержать помощника главаря банды Зорина – Гафурова Хариса и склонить его к сотрудничеству. Харис на допросах дал информацию о составе банды, ее численности, явках в городе и селах, связниках. Задержано 12 человек».
10 февраля сводный отряд вышел в лес на лыжах. Впереди проводником шел Гафуров. За ним – 12 задержанных связников без оружия. С их помощью нашли пустые схроны-землянки. Внимание было обращено на странное пение птиц в это время года. Гафуров объяснил, что это не птицы, а Зорин специальным манком готовит банду к бою. В одной из землянок обнаружили жителя села Шешминка – Гаранина Ивана, который добровольно перешел на сторону советской власти. Отряд милиции насчитывал 36 человек. Три дня Зорин «водил» его по лесам в надежде измотать. На четвертый день в мелком осиннике он дал бой, смещаясь при этом в лесной массив. Положение отряда было очень невыгодным. Поэтому, в целях сохранения жизней сотрудников, Гафурову и 12 связникам было предложено пойти в лес и разоружить Зорина. Однако тот метким выстрелом убил Гафурова наповал. Затем бандиты открыли интенсивный огонь. В результате перестрелки Зорин был ранен в руку. Агент первого разряда Капустин, желая взять бандита живым, побежал по глубокому снегу. Но Зорин успел ударить сломанной лыжей Капустина по голове. Не желая подвергать жизнь Капустина риску, милиционер Михеев застрелил Зорина, затем проверил его винтовку, а в ней – перекошенный патрон. При осмотре тела бандита на шее, под нательной рубахой, вместо православного креста найден мешочек с 10 патронами. В результате боя банда рассеяна, 43 члена банды убиты. На поле и в землянках найдено 35 винтовок, 400 патронов, 20 заполненных патронташей.
Об уничтожении банды было доложено в райком партии товарищу Лазареву. Грабежи и разбои прекратились.
В преддверии юбилея уголовного розыска мы, ветераны ОМВД РФ по Бугульминскому району, во главе с начальником отдела Айратом Багауовым и заместителем начальника по кадрам Ленаром Ахметзяновым посетили место погребения С. Набережнова и возложили красные гвоздики к скромному памятнику ветерана советской милиции, начальника Бугульминского уголовного розыска. Также почтили память врача-хирурга Н. Земляницына, возложив на его могиле цветы. Похоронены оба знаменитых бугульминца недалеко друг от друга.
При подготовке данного материала использованы архивные документы бывшего сотрудника уголовного розыска И. Шерстнева, начальника уголовного розыска Бугульмы Ю. Жихарева, являвшегося племянником С. Набережнову, а также воспоминания В. Садового, бывшего оперативника уголовного розыска.
Владимир ПАРШИН,
председатель Совета ветеранов ОМВД России по Бугульминскому району
Фото из музея боевой славы Бугульминского ОМВД
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса