Бугульминская газета

История первого воздушного рейса Казань - Бугульма

В 2003 году к 50-летию ОАО «Бугульминское авиапредприятие» вышла книга «Жизнь в полётах». Тогда один из авторов Н.Сайдашов вручил мне экземпляр с дарственной надписью: «Не останавливайся на достигнутом!». И вот очередной юбилей. Да и материал собран, который можно считать дополнением к истории первого воздушного рейса Казань - Бугульма.

В самом труде «Жизнь в полётах» об этом сказано немного: «В мае 1933 года в столице республики рассматривался вопрос о создании воздушной линии Казань - Чистополь - Елабуга - Мензелинск - Сарманово - Бугульма - Казань. В задачи власти этих населённых пунктов входило определение участков под аэродромы. За короткое время всё было выполнено, и уже в августе был совершён рейс по доставке почты в Бугульму.

Несмотря на то, что основной работой тогда считалась перевозка корреспонденции для близлежащих районов, иногда выполнялись полёты по заданию санитарной авиации. Пассажиры в то время почти не поднимались в воздух.
В 50-е годы с развитием нефтедобычи в регионе Бугульма начала расширяться, в том числе и местный аэродром, принимавший уже два почтовых самолёта. Появились сборно-щитовой дом для служб и проживания обслуживающего персонала, телефонная связь, агрегатная, складские помещения. А работали здесь всего пять человек, среди которых - начальник Михаил Исаевич Кондратьев, исполняющий обязанности авиатехника». Как видно, сжатая информация: нет фамилий лётчиков, да и маршрут указан не полностью.
Я же расскажу подробнее, как всё было. Началось с постановления Совета Народных Комиссаров Татарской АССР в 1933 году об организации комитета содействия развитию гражданско-воздушного флота, который в скором времени и появился. Аэрофлот, в свою очередь, составлял на территории республики проекты и устраивал посадочные площадки, выделял для внутрирайонной связи моторный парк с тремя учебными машинами.
В том же году на заседании комитета рассматривался вопрос о создании кольцевой внутриреспубликанской линии. Работники на местах должны были определить участки под аэродромы. Обсудили и вопрос об организации районных комитетов, поручено было определить два маршрута от Казани до Бугульмы общей протяженностью 713 километров, а открытие регулярного движения приурочить к Всесоюзному дню Воздушного Флота - 18 августа.


Несмотря на то, что не все было готово в новом аэропорту, открытие состоялось. В празднично украшенном аэропорту собрался народ, ожидающий прибытия из Белокаменной лётчиков, которым предстояло осуществлять местные перевозки. Авиазвено, возглавляемое заместителем начальника Московского управления воздушных линий А. Головановым, сделав друг за другом развороты, зашло на посадку.
«Сразу после прибытия из Москвы и небольшой подготовки, - рассказывал один из прилетевшей троицы пилот - Закарий Нохов, - мы загрузили три мешка почты и полетели с А.Головановым по первому определенному маршруту в Бугульму. Пилотировал я, а будущий главный маршал авиации с высоты птичьего полёта обозревал местность и любовался охотничьими угодьями в устье Камы. Не обнаружив на аэродроме в Чистополе никаких посадочных знаков, мы, определив направление ветра по дыму и подобрав подходящее место, сели. Встретило нас много людей, так и норовивших пощупать машину руками. Мне запомнился один смешной эпизод. Бортовые часы на наших самолетах тогда не ставились. Я всегда брал с собой в полет будильник. Какой марки, сейчас точно не помню, но звенел громко. Для меня же он был в самый раз, потому что спал я очень крепко. Так вот, когда любопытные окружили вплотную наш летательный аппарат, будильник мой вдруг затрещал... Что тут было! Напуганная неожиданным трезвоном толпа зевак отпрянула в сторону, а кое-кто бросился наутёк. Потом, опомнившись, начали смеяться друг над другом. Да и мы хохотали от души... В конечном счёте, облетев все аэродромы по маршруту и закрепив каждый за пилотом, Голованов отбыл в Москву».
И вот начались первые производственные почтовые перевозки по авиалиниям Татарии. «Летали мы очень много, - вспоминает 3.Нохов. - Правда, пассажиров еще официально не брали. Иногда по просьбе начальника аэродрома сажали попутчика. В праздничные и выходные дни за плату и в порядке поощрения катали передовиков производства и ударников колхозного поля».
История Бугульминского аэропорта началась в 1937 году, когда на окраине города возвели дом, где на крыше, на длинном шесте, затрепыхался полосатый конус ветроискателя. Поле, прилегающее к зданию, раскопали, выровняли и отметили для ориентировки красными флажками. Каждый день из Казани прилетала серебристая машина и садилась на него.


В 1941-42 годах в районе при участии многих бугульминцев построили оперативный аэродром для нужд военного времени. Из воспоминаний авиатехника М. Кондратьева: «По современным масштабам аэропортов трудно даже себе представить, что этот был IV-го класса. Просто большая поляна - 800 на 400 метров. Из сооружений - только пятистенное строение, под служебное помещение переоборудована конюшня, а для работников метеостанции соорудили маленький домик рядом с метеоплощадкой. Для обслуживания прилетающих из Казани самолетов (в Бугульме они тогда не базировались) оборудования не было, за исключением якорных стоянок, бидонов для заправки ГСМ и примитивного приспособления для подогрева двигателей в зимнее время. Из связи - лишь телефон. Прилетали только трёхместные самолеты, перевозившие почту, больных, врачей и медикаменты. Пассажиров практически не было, а билеты стоили дорого». Вот такие трудности пришлось преодолевать первым летчикам.
Хочется разбавить рассказ ещё одним интересным случаем, на этот раз произошедшим в селе Урняк Лениногорского района. Летом 1944 года во время уборочной, когда колхозники трудились в поле, со стороны Сугушлов появились три самолёта. Один повернул в сторону села. Всем подумалось, что прилетели фашистские «стальные птицы». Люди полезли под снопы, а самолёт тем временем приземлился рядом с дорогой на Глазово. Через некоторое время со стороны Бугульмы показался другой. Когда узнали, что это наши летчики, радости не было предела, их накормили хлебом, сметаной и овощами. Оказывается, причиной вынужденной посадки, стали пустые топливные баки, поэтому второй самолёт слетал за бензином.
Несколькими годами позже в Бугульме началось строительство аэродрома для военных. Для этого из районов направили тысячи человек с лошадьми. Вместе с ними трудились столько же заключенных.
Весной 53-го оперативный аэродром, построенный в военное время, был передан в распоряжение гражданской авиации, а старый был закрыт.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: