Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

Как бугульминские комсомольцы освобождали от расстрела своего товарища

(Продолжение. Начало в № 78 от 16.10.2013г.) 3. Первый спектакль Школа в центре села Зеленый Ключ Бугульминского кантона превращалась по вечерам в клуб. Не сказать, что стихийно. Застрельщиком и организатором всех мероприятий был школьный учитель Павел Стекольщиков, он же исполняющий обязанности секретаря сельсовета. Шла осень 1919 года. Молодежи на селе...

(Продолжение. Начало в № 78 от 16.10.2013г.)

3. Первый спектакль

Школа в центре села Зеленый Ключ Бугульминского кантона превращалась по вечерам в клуб. Не сказать, что стихийно. Застрельщиком и организатором всех мероприятий был школьный учитель Павел Стекольщиков, он же исполняющий обязанности секретаря сельсовета. Шла осень 1919 года. Молодежи на селе было немного, но она тянулась и к знаниям, и к культурным развлечениям. Заходили на огонек и старшие жители - поговорить, послушать. И так оказался кстати созданный Стекольщиковым культпросвет-кружок. Это сразу объединило передовую сельскую молодежь.

Однажды кто-то высказал мысль: а что, если своими силами поставить пьесу? В городе это практикуется, почему и нам что-нибудь не сыграть? Настоящее, близкое по теме к жизни села.

- Давайте найдем хорошую пьесу про интересную жизнь, - говорили девчата, - про любовь!

- Нет, лучше историческое.

- Про царей что ли, историческое-то?

Потом само-собой разговор переходил на недавние события в селе, на то, как выбивали бандитов-колчаковцев. Были в селе и пострадавшие. А уж в городе, говорят, они столько виселиц понаставили!

- Вот об этом и надо сыграть, - осенила кого-то мысль. Идея понравилась.

- Но пойдут ли люди смотреть? - сомневались новоиспеченные актеры. Стали в селе распространяться слухи, мол, молодежь удумала «театр играть». Старухи плевались: «Вот антихристово племя, грех-то какой! Артисты голодраные!» Грозили даже, что и зрителей, и актеров постигнут кары небесные за лицедейство.

Но молодежь загорелась. Нашли подходящую пьеску, переделали, где надо, добавили. Обдумали костюмы. А что их шить, коль все происходило на глазах, и действующие лица они сами и одеты так же! Только никто не хотел колчаковцев играть, зверства их изображать.

И вот объявлен день спектакля. С волнением ребята ждали зрителей. Дружной стайкой пришла молодежь, у каждого друг или подружка «играть будет». А к самому началу подошли и пожилые.

Представление шло в напряженной тишине. Но постепенно зрители эмоционально зажглись, стали раздаваться поддерживающие возгласы и даже хлопки. Слишком свежо было в памяти то, что присходило на сцене. Да и действующие лица напоминали характерные черты некоторых сельчан.

Первый спектакль прошел с большим успехом. Работа в культполиткружке быстро сплотила молодежь. К весне назрела насущная необходимость создать на селе комсомольскую ячейку. Поступили заявления от ребят, желающих вступить в комсомол, и 27 марта состоялось первое организационное собрание.

4. Скинули хомуты

Ни отец, ни мать Евдокии Козловой грамоты не знали. Жили крестьянским трудом, едва сводя концы с концами всей семьей из девяти человек. Отец помер, заболев от непосильной работы. Мать да старшая Евдокия остались кормильцами, остальные - мал мала меньше. Окончив пушкинскую школу, с 15 лет Дуся пошла работать, а младший на год Иван нанялся в батраки к помещику. В Петрограде уже произошла революция, все разговоры взрослых крутились вокруг этого. Малышня удивлялась: как же это без царя-то? А Иван сообразил раньше других: «А как без помещика. На себя батрачить станем».

Стала молодежь украдкой собираться около старшего на селе Сергея, говорят, он в городе на заводе работал. Собирались на чердаках, в подвалах. После сходки выходили по одному. Расклеивали листовки. Там, где сейчас в Бугульме находится здание бывшего кинотетра «Мир» , стояли два громадных чана, на них и клеили.

Как только организовали в Бугульме комсомол, ребят приняли в него, учли их «подпольную деятельность». Детей рабочих и крестьян в городе было мало, в основном дети лавочников да купцов. Стали Евдокия с Иваном активно выполнять поручения. Мать заметила их перешептывания да поздние отлучки и однажды, загородив дверь, строго спросила:

- Куда это наладились шастать по ночам? Пришлось признаться, что они теперь комсомольцы.

- Господи, это еще что за «костомольцы» такие?! - запричитала мать. - Чай, время смутное, кабы вам самим кости-то не переломали!

В то время Бугульма часто переходила из рук в руки, то штыки красных за околицей мелькают, то белых. Нашелся предатель, что жил на этой же улице, выдал ребят. Пришел к сиротам во двор лошадь отбирать, а на ребят указал белякам: активисты, мол. А что же в хозяйстве без лошади делать? Кинулись всей семьей животину защищать. Младших раскидали, Дусю избили плетью до бессознания и бросили во дворе помирать. А на Ивана надели хомут и повели по улице к штабу. Там привязали к столбу, ушли спрашивать, что делать с мальцом: расстрелять или повесить? Охрану не поставили. Это и спасло. Товарищи его подползли незаметно, развязали, сняли с шеи хомут и помогли скрыться в близлежащем лесу.

А предатель тот, уж когда белых выгнали, долго еще стращал ребят: «Будете комсомолить, на всех, как на Ваньку Козлова, хомут надену!»

Да не вышло: скинули они свои хомуты и снова надеть не позволили ни на кого. И до 1925 года, пока в комсомоле были, Евдокия Козлова (Елизарова) да Иван Козлов немало славных дел переделали. Вспоминали, как с младшими братьями, уже ставшими пионерами, пели популярную тогда песенку: «Ну-ка, дед, слезай-ка с печи, ну-ка, внучек, пионер, прочитай-ка мне в газете: как дела в СССР?»

5. Молодец, кызым!

Дома Зиночка Королева в те дни появлялась редко. Комсомольская работа требовала полной отдачи сил и времени. Поручали ей на селе организовать комячейку, помочь с отправкой хлебных обозов. А тут весна, посевная, и дали ей необычное поручение...

Рано утром Зиночка приехала на подводе в село Исаково. В сельсовете уже было людно, время такое, когда день год кормит. С трудом протиснулась к столу, отрекомендовалась:

- Уполномоченная Королева, направлена райкомом комсомола. В помощь.

Все удивленно посмотрели на коренастую круг-лолицую девчонку. Народ в сельсовете собрался пожилой, прокуренный.

- А что, пахать будешь? - раздался насмешливый хриплый голос.

- Пахать я не умею, - немного смутившись, сказала Зина. И собрав в кулачок всю свою волю, заявила:

- У вас есть самая отстающая бригада, на позорную «черную доску» района занесена? Так вот, берусь вывести ее в передовые!

На короткий миг повисла тишина, потом раздался негромкий смешок. Теперь смотрели на нее с любопытством. Уж больно решительно и серьезно было ее лицо.

- Ну-ну, -угрюмо отозвался бригадир, - действуй давай, мешать не будем!

Легко сказать - действуй! С чего начать? Бригада, хоть в большинстве - молодежная, но комсомольцев нет. «Пока», - решила Зина. Побеседовала с каждым по отдельности, узнала настроение. Потом в обеденный перерыв провела короткое общее собрание. Постепенно ребята сами пришли к решению пораньше выезжать в поле, уплотнить рабочий день. «А что, мы не против и в «красную книгу» попасть, хватит позориться», - поддержали они Зиночкин напор и уверенность. Уж больно напористая девчонка, хоть и ростом мала.

Каждый вечер на видном месте появлялась листовка, в ней - показатели, имена лучших. Конечно, не всегда гладко выходило. Но все же получалось по ее, по Зиночкиному. Стала отстающая бригада в числе передовых. И лучшей наградой для Зины были слова бригадира: «Молодец, кызым! Яхшы!»

Вскоре избрали Зину Королеву делегатом на областную конференцию комсомола. Этот свой мандат за номером 243 она бережно хранила всю жизнь, написав на обороте стихи Мусы Джалиля: «...Мы и в старости не перестанем слушать звонкой молодости речь!»

6. Родом из пионерии

Фотограф поднял руку и скомандовал:

- Смотреть сюда, внимание, снимаю!

Было это в июне 1929 года, а на снимке - пионерский отряд №1 имени Карла Либкнехта станции Бугульма. Держу в руках пожелтевший нечеткий снимок, теперь уже исторический документ. Какими путями повела жизнь этих ребят в пионерских галстуках с серьезными лицами? Известно, что активистами комсомола стали Поля Стрелкова, Ваня Фокин, Шура Спиридонова, Зоя Козлова. Стал учителем Коля Митрофанов. Кто-то стал врачом, железнодорожником, ученым...

В центре снимка - вожатая отряда Елизарова. В тот день ребята провожали свою любимую Марию Николаевну на работу в райком комсомола. Известно, что впоследствии она работала директором музея Горького в Казани, написала книгу «Марьям» о комсомоле 20-х.

- А ведь Маша Елизарова была первой пионеркой Бугульмы, - вспоминала «пионерработница», как их называли в райкоме, Ольга Афанасьевна Гендель (Болотова). - Было это в детском доме, где я работала воспитателем. Нам, молодым комсомольцам, поручили создать там пионерскую организацию. Готовили ребят недолго, само время их воспитывало активными и серьезными. И, наконец, торжественная линейка. В пионерский отряд имени Н.Крупской вступили Павел и Филипп Супонинские, Анна Мурзина-Залилова, Александр Земляниченко и она - Маша Елизарова. А мы стали первыми пионервожатыми...

...Под такт марша рукоплескал весь зал. Двадцать девчат в голубых блузах гордо промаршировали на сцену. Под сводами Народного дома (театра) прозвучали слова клятвы первых пионервожатых города - посвятить свою жизнь воспитанию детей. Им повязали красные галстуки.

Через полгода молодая вожатая сама повязывала красные галстуки своим питомцам - первым пионерам детского дома.

Незаметно прошли для Ольги Афанасьевны годы учебы. В первый же день возвращения в Бугульму выпускницу дошкольного техникума пригласили в партийный комитет.

- Принимай, Оля, детский сад, - сказал секретарь, не слушая ее возражений.

Собственно детсада еще не было: ни помещения, ни мебели. Школьный директор помог с помещением. Станция - мебелью. Хорошо помогала во всем заведующая женотделом Тарханова. И вот первый детсад в Бугульме - дом с тремя большими окнами, нехитрое оборудование и 75 ребятишек - детей женщин-активисток. 7 ноября 1930 года в залах бывшего купеческого дома зазвучали детские голоса. В 1931 году было уже три таких детских учреждения. Впервые получили устав и программу работы.

А к новому году для детсада №1 приобрели, страшно сказать, рояль! Детишкам подготовили новогодние подарки. Кроме сладостей, в них были игрушки, книжки со сказками и... детские калошки. Каждому - по размеру.

Может быть, детали, которые я привожу, кажутся сейчас не столь значительными. Но это были приметы того времени. Трудного и жизнеутверждающего.

Конечно, не все давалось легко. Несколько раз обиженные новой властью кулаки поджигали помещения, где проводились сборы и другие мероприятия молодежи. Был случай, когда после тушения пожара в клубе на сцену вышел комсомолец Осипов с обожженными и перебинтованными руками и, как мог, сыграл на скрипке. Сорвать концерт он не имел права.

Таково было горение их сердец. Молодежь училась и строила, пела, ставила пьесы, мечтала, воспитывала новое поколение себе на смену. Они жили, как сказал поэт, в светлом и яростном мире.

Читайте также:

Бугульминские комсомольцы активно строили новую жизнь (начало)

Дед известной певицы воевал в артиллерийском полку

Увековечить имена бугульминских тружеников тыла

Как устанавливали в Бугульме советскую власть

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

Erid:2VtzqxQCvfb