Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

Как бугульминская молодежь строила железную дорогу в тайге

Вспоминаю осень 1961 года, когда нас, молодых комсомольцев (а мне было 18 лет), собрали в Бугульминском горкоме ВЛКСМ и предложили поехать осваивать новые стройки.

Страна шла вперед семимильными шагами, менялся её облик, росла техническая и военная мощь государства, поднимались значимость и культура советского человека, труд был делом чести, доблести и героизма. Чего только стоили сталинские лесозащитные полосы и борьба с суховеями в Поволжье, планы освоения Арктики, достижения в области атомной энергии, результаты в освоении космоса, открытие и освоение нефтяных месторождений Приуралья и Западной Сибири, строительство автогиганта на Каме, БАМ и многое другое! Сейчас даже представить трудно, чтобы какая-нибудь компания, частная фирма или корпорация с какими угодно инвестициями подняла бы подобные проекты. Такие масштабы свершений были под силу лишь советскому государству и его народу.

Мне, новоиспечённому шоферу, вручили тогда новенькие права, ещё пахнувшие типографской краской, и вскоре я по комсомольской путёвке уже ехал в Сибирь на сооружение железнодорожной магистрали. Эта путёвка хранится у меня до сих пор, как память тех далёких дней.

…В Казани сводный молодёжный отряд торжественно провожали на железнодорожном вокзале сотрудники Татарского обкома ВЛКСМ. Как сейчас помню: играл духовой оркестр, с импровизированной трибуны произносились пламенные речи. Именно нам, молодым комсомольцам, партия и правительство доверили такое важное для страны дело, как строительство Сибирской железнодорожной магистрали. Под аккомпанемент оркестра мы сели в поезд, и он взял курс на восток. Прибыв в столицу Урала, город Свердловск (ныне Екатеринбург), мы направились в трест «Уралстроймеханизация». Здесь меня оформили на строительство железной дороги Ивдель-Обь. Затем побывали у памятника комсомольцам Урала, посмотрели Ипатьевский дом, где летом 1918 года расстреляли последнего царя русской земли Николая II, его семью и всю прислугу.

Поезд из Свердловска потянул на Север. Проехали Нижний Тагил, Качканар, Серов - и вот уже Ивдель. Городок стоял весь в инее. Заметил, что он был ухоженным, с добротными деревянными домами и такими же тротуарами. В Ивделе жило много немцев, которые остались здесь после пленения. Они обзавелись семьями и осели в северной части области.

А вот и железнодорожный мост через реку Лозьву, вдоль берега - бараки. Река мрачная, темная. Внимание привлекли заключённые, которые сплавляли лес, а неподалеку от них были автоматчики со служебными собаками…

К нашему приезду уже было сооружено 58 километров железной дороги. На маленьком «черепановском» паровозике добрались до станции Оус, где стояла механизированная колонна № 55 треста «Уралстроймеханизация». Ехали со скоростью пять километров в час по тюменской тайге. Паровозиком управляли солдаты-строители, или, как их ещё называли, «стройбатовцы», - ребята с Кавказа и Средней Азии. Заселили нас в сборный щитовой домик. Мне доверили мощный самосвал «МАЗ». В наши функции входила отсыпка полотна - грандиозная по своему объёму работа. Кругом болота, отсутствие дорог. Запомнилось изобилие ягод: черники, клюквы, голубики, морошки, грибов, и, конечно, огромные полчища комаров и мошки…

Работали сутками. Страна остро нуждалась в тюменской нефти. Лозунг «Даёшь Ивдель-Обь!» был тогда актуален, а для нас, комсомольцев, особенно. Это более 500 километров стройки. Но в нас горел комсомольский порыв, задор. О деньгах и речи не было, хотя платили прилично (намного больше, чем на «большой» земле). Молодёжь жила интересно, выпускались различные стенгазеты, «Комсомольские листки», «Прожектор». В мехколонне существовал «сухой» закон.

Отсыпав 10 - 15 километров, наша колонна - экскаваторы, бульдозеры, тягачи, самосвалы, общепит и разборные домики - переезжала дальше. Мне лично посчастливилось дойти до 180-го километра, а это станция «Комсомольская». Затем был призван в армию и три года прослужил в ракетных войсках стратегического назначения под командованием маршала Крылова и его заместителя Толубко...

Скажу честно: иногда так хочется побывать на местах своей стройки, железной дороге Ивдель-Обь, с которой соприкоснулась моя комсомольская юность!

Читайте также:

Достижения бугульминских комсомольцев

О комсомольцах-бугульминцах, ставшие Героями Советского Союза

Бугульминцы отметили 95-летие ВЛКСМ

Бугульминцы - о 95-летии комсомола

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

Erid:2VtzquYAz4q