Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

История следственного изолятора Бугульмы

Бугульминцы чтут свою историю. И потому учреждение под названием следственный изолятор № 3 у местных краеведов - на особом счету.

Ведь здесь невольно объединились сразу несколько эпох. В «биографии» монастыря, ставшего впоследствии тюрьмой, тесно переплелись людские судьбы, добро и зло …

Во второй половине XIX века зажиточная крестьянка Анастасия Матюшкина купила несколько тысяч десятин пахотной земли и берёзового леса в северной части Бугульмы. Здесь в 1879 году владелица организовала сельскохозяйственную женскую общину, которая в дальнейшем была преобразована в монастырь. Анастасия Матюшкина стала его первой игуменьей.

Последней настоятельницей Казанско-Богородицкого женского монастыря стала матушка Павлина. После революции молитвой или дипломатией, а, может, тем и другим вместе, она сумела надолго сохранить нетронутой свою обитель.

В 1929 году в монастырских стенах открыли детский приют, но монахинь оставили на месте - они занимались воспитанием сирот.

В систему карательных учреждений советского государства бывший монастырь был включен в 1934 году. Здесь организовали пункт отправки осужденных в места лишения свободы. Через три года сюда перевели городскую тюрьму. Заключенные размещались в переделанных под камеры монастырских кельях. Условия содержания были ужасными - печное отопление, отсутствие канализации, переполненные камеры.

Новейшая история учреждения началась в 1964 году. Приказом МООП ТАССР от 4 февраля тюрьму перепрофилировали в ныне существующий следственный изолятор № 3. Начальник в новом СИЗО остался прежний - Константин Матвеевич Шаповалов, руководивший учреждением с 1950 года.

В течение года с момента образования СИЗО деревянный забор по периметру заменили каменным. Еще через пять лет в учреждении появилось центральное отопление. В 1977 году взамен кухни, топившейся дровами, был сдан в эксплуатацию пищеблок. А вскоре начал решаться и жилищный вопрос сотрудников, в частности, построены 16- и 36-квартирные дома.

В 1986 году заключенных перевели в новый, самый современный на тот период, режимный корпус на 620 мест, а сотрудники учреждения переехали в новое просторное административное здание, где разместились служебные кабинеты, большой зал заседаний, столовая, тир и спортзал с сауной. Также были решены проблемы обеспечения теплом и водой: построена новая котельная с современным газовым оборудованием, пробурена артезианская скважина.

Серьезное развитие получили подсобное хозяйство и учебно-производственные мастерские, что позволяло за счет средств внебюджетного хозяйства продолжать строительство жилья. В конце 80-х годов прошлого столетия завершилось строительство пристроя к административному зданию, где располагались девять однокомнатных квартир, и сдан в эксплуатацию шестиквартирный жилой дом для многодетных семей.

Наиболее масштабное капитальное строительство велось при непосредственном участии заместителя начальника по тылу П. Фокеева. Коллектив учреждения и ветераны никогда не забудут его, уже ныне покойного. Пётр Михайлович был уникальным человеком. Он умел охватывать своим взором и умом все стороны жизни коллектива. В те годы П. Фокеев один отвечал за исправность автотранспорта, котельного хозяйства, интендантское и коммунально-бытовое обеспечение спецконтингента и сотрудников, руководил капитальным строительством. Пётр Михайлович более десяти лет избирался секретарем партийной организации следственного изолятора.

Системный подход к работе, ответственное отношение к делу, умение находить контакт с людьми - эти качества позволяли Фокину в течение 22 лет творить добрые дела по улучшению условий жизни спецконтингента и сотрудников. У него были свои представления о том, какой должен быть следственный изолятор. И он действовал, смело принимая ответственные решения. Для себя П. Фокин давно уяснил, что порядка не будет, пока заключенные под стражу и сотрудники учреждения не станут жить в нормальных условиях.

Детство Петра Михайловича прошло в тяжелые военные и послевоенные годы. Может быть, потому он стремился, чтобы людям жилось хорошо. И в семье у него были прекрасные отношения с женой - Людмилой Ивановной. С ней он познакомился в 1967 году в Тольятти на строительстве автозавода. Через два года молодые люди поженились, переехали в Бугульму и устроились на работу - Пётр Михайлович в БМУС, а его супруга - на хлебозавод. Молодожены даже не имели представления о том, чем на самом деле им придется заниматься, ведь об уголовно - исполнительной системе они не знали ничего.

Пётр Михайлович пришел в следственный изолятор в 1971 году по направлению горкома КПСС из БМУС и был назначен начальником хозяйственной части. В 1973 году и Людмила Ивановна начала работать в следственном изоляторе дезинфектором. Секрет был прост - семейной паре быстрее предоставляли жилплощадь. В 1974 году они получили квартиру и были безмерно счастливы. Людмила Ивановна работала и библиотекарем, и приёмщиком передач для осужденных, а с 1982 года стала заведовать столовой. 23 года готовила она пищу и кормила людей, заключенных под стражу. В закрытых камерах следственного изолятора - особая жизнь, со своими переживаниями, маленькими радостями, а иногда и нешуточными страстями. Размеренная жизнь в СИЗО может взорваться в любой момент. И надо отдать должное трудолюбию Людмилы Ивановны: за все эти годы не было ни одного случая недовольства её работой и жалоб на качество приготовленной пищи.

Вот так они жили: с радостью шли на службу, а вечером спешили домой. Вырастили двух дочерей. Старшая Наталья - капитан внутренней службы, работает в отделе учёта следственного изолятора, растит двух дочерей. Младшая Марина - старший прапорщик внутренней службы, трудится в отделе охраны, воспитывает дочь.

В 1993 году Пётр Михайлович Фокеев ушел в отставку в звании майора внутренней службы, но продолжал работать мастером учебно-производственных мастерских СИЗО до 2002 года, но через два года после тяжелой болезни скончался в возрасте 65 лет.

Через год после этого Людмила Ивановна Фокеева ушла на заслуженный отдых, но до сих пор продолжает трудиться в коллективе городского суда рабочей по благоустройству. В летнее время можно увидеть красивые ухоженные цветники вокруг здания, сотворённые руками этой трудолюбивой женщины. 1 мая ей исполнится 65 лет, но она, как и много лет назад, с радостью идёт по утрам на работу, а вечерами спешит домой, к внучкам.

Таких людей, как Фокеевы, среди работников следственного изолятора немало. Несмотря на существующие трудности, условия для стабильной работы и уверенности в завтрашнем дне у коллектива есть.

От души поздравляю сотрудников и пенсионеров СИЗО с праздником - 135-летием уголовно-исполнительной системы. Всех земных благ вам, дорогие друзья, и здоровья.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

Erid:2VtzquYAz4q