Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

История милиции Бугульминского уезда советского периода

История милиции Бугульминского уезда советского периода берет свои истоки с февральских дней 1918 года, тогда как в крупных городах России милиция была создана уже к 10 ноября (28 октября) 1917 года.

Создание милиции нельзя рассматривать в отрыве от общественно-политических процессов и вооруженного расклада сил в уезде в период революции 1917 года. Буржуазную революцию и свержение царя Николая II различные слои бугульминского общества встретили вполне благожелательно. К весне 1917 года в Бугульме революцией и не пахло. Здесь царила патриархальная тишина.

28 марта 1917 года в Бугульминский уезд на имя главы городской думы пришла телеграмма из Самары, от комиссара внутренних дел управления по делам милиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан Инькова. Суть телеграммы сводилась к следующему: «В связи с упразднением полиции царского режима примите меры по созданию на местах милиции Временного правительства». Такая телеграмма была разослана всем уездным городам. И в апреле 1917 года в уездном городе Бугульма Самарской губернии была создана временная милиция.

Поскольку все чины охранного отделения и уголовно-сыскной полиции в страхе попрятались, то базой кадров новой милиции стал 129-й запасной пехотный полк, который квартировал в то время в Бугульме. Первым начальником милиции стал прапорщик И. Бабаев, а его заместителем А. Лисенюк.

28 августа 1917 года в Самаре прошел съезд начальников милиции губернии для выработки «Положения о милиции». На этот съезд был делегирован городской голова М. Петров, импонирующий большевикам.

Весной 1918 года в Бугульме было создано управление уездной советской милиции, переименованное в «революционную рабоче-крестьянскую милицию». Первым начальником пролетарской уездной милиции был назначен товарищ Равченя. В государственном архиве кроме фамилии других данных о нем нет.

В 1921-1930 годах милиция именовалась кантонной, а с 1931 по 1936 годы – районным управлением милиции. В те годы начальниками милиции Бугульмы служили товарищи Равченя, Бартош, Денисов, Листвин, Мельников, Раков, Башин, Яшин, Смагин. Проводилась борьба с эпизоотией, заносами на железнодорожной станции Бугульмы, людоедством, порубщиками лесов, мешочниками, с нарушителями правил торговли. Материальное положение милиции было тяжелым: не было дров, сахара, одежды и обуви, даже нательного белья. В 1926 году участились случаи изготовления фальсифицированной водки с этикетками казанского винзавода, все чаще фиксировались случаи скотокрадства со стороны цыган. Начались поджоги домов со стороны населения, не признающего советскую власть. Дисциплины в милиции не было. Начальник милиции Яшин в отчете за 1932 год констатировал: «Младший комсостав нарушает дисциплину, отношения со старшим комсоставом панибратские, есть случаи совместного пьянства, за личной гигиеной не следят. Санитарное состояние в городе скверное. Хозяева в своих домах нужники не чистят, ходят прямо в огороды, поэтому запах в городе специфический». В бытность Яшина усилилась борьба с бродяжничеством и попрошайничеством в городе, а в селе – с кулачеством. «Кулаков нужно выявлять всеми способами, совхозы и колхозы взять под охрану, улицу Широкую (ныне Гафиатуллина) патрулировать, ночами там рассадник преступности. Выявленных кулаков и изъятое оружие сдавать в ПТУ».

Но в жизни уездной милиции были и праздники. Ежегодно отмечался год ее создания, отличившихся в течение года сотрудников объявляли героями года, дарили подарки. Приглашали и чествовали ветеранов милиции. По мере сил, с помощью наглядной агитации и местной газеты «Колхозник», поднимали авторитет милиции. Первым начальником УГРО был И. Ушаков, его заместителем В. Арзютов, куратором милиции и уголовного розыска – большевик А. Белоклоков. Уроженец села Микулино Бугульминского уезда Белоклоков являлся инициатором разоблачения банды подставного астраханского чекиста, некоего Жуковича, который был внедрен в правоохранительные органы Бугульмы по инициативе начальника белой контрразведки М. Познанского. В то время настоящий чекист Жукович был убит в Самаре. Фальшивый «Жукович» завербовал сотрудников ЧК – большевиков Гордона, Раевского, Оленева, Кабанова. Банда грабила состоятельных граждан, изымая золото, бриллианты, картины и другие ценности в целях личного обогащения. При налетах преступники не оставляли в свидетелях никого, даже детей. Так было и во время нападения на дом помещика Пузанова, когда всю его семью, в том числе и детей, убили. Изобличить лжечекистов помог врач Н. Земляницин. При осмотре в морге трупов убитых он обнаружил, что одна женщина, работавшая прислугой в доме Пузанова, подает признаки жизни.

Очнувшись, она рассказала доктору, что опознала в одном из налетчиков Раевского. Врач, зная нравы чекистов, увез женщину домой и стал ее тайно лечить, а вместо нее похоронил в гробу неизвестную беженку, которая умерла от тифа. Земляницин тайно встретился с начальником УГРО Ушаковым и все ему рассказал. В марте 1919 года все пятеро лжечекистов были расстреляны.

Несмотря на тяжелое положение милиции и угрозыска Бугульмы, его сотрудники выстояли и проводили широкомасштабные оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с бандитизмом, мятежниками, терактами, людоедством, ящуром, эпизоотией и самогоноварением. Главную роль в борьбе с преступностью сыграли профессионалы своего дела и просто порядочные люди – сыщики, такие как И. Ушаков (ликвидатор банды лжечекиста «Жуковича»), П. Бартош (направлен на повышение в Казань, погиб в борьбе с басмачами на Туркестанском фронте), С. Набережнов, Н. Басос (служил в УГРО до 1944 года), И. Сапогов и другие.

Сегодня нам внушают, будто термины «милиция» и «полиция» по сути одинаковые, разница лишь в переводе с древних языков: полиция – официальный государственный правоохранительный орган, а милиция – народные формирования, создаваемые с теми же целями – правоохранительными. Но это не совсем верное утверждение. В первые дни Великой Октябрьской революции было принято постановление «О рабочей милиции», закрепившее за новым правоохранительным органом статус защитника трудового народа, порядка. Это было великое историческое время, когда господство сменилось товариществом. Затем полицию сменила милиция. С тех пор представителей милиции называли «товарищ милиционер».

Современной полицейской системе, пусть даже отрекшейся от славного старого наименования, необходимы яркие, положительные образы. Если не для прославления себя, то хотя бы для самооправдания. Сейчас эти образы черпают из советского культурного наследия, благо оно изобилует ярким художественным отражением идеи высокого звания стража порядка. В стихах советский милиционер навсегда останется для детей «Дядей Степой», для взрослых – «Стоящим на посту» Владимира Маяковского и «Человеком в милицейской форме» Роберта Рождественского. Песня «Наша служба и опасна и трудна» отразила суть милицейского служения народу, хотя она «на первый взгляд, как будто не видна». В советской литературе авторитет стража порядка рос от «Сержанта милиции» Ивана Лазутина до знаменитого полковника Гурова из серии романов Николая Леонова. Мы выросли на этих героях, именно они олицетворяют все самые лучшие качества, присущие сотрудникам органов внутренних дел – порядочность, доблесть, готовность всегда прийти на помощь.

К сожалению, современные российские киногерои в погонах, как говорится, «не тянут» на роль выразителей лучших качеств, заданных примером советской эпохи. Достаточно обратить внимание на названия нынешних фильмов о буднях МВД: «Менты», «Мент в законе», «Ментовские войны», «Королевство кривых». Да уж, это далеко не знаменитый советский «Инспектор ГАИ». А сериал «Московская борзая» даже комментировать не хочется...

При последнем задержании в Москве начальника управления по борьбе с коррупцией изъято несколько миллиардов рублей. С кого брать пример молодым правоохранителям? Ветеранам милиции и действующим сотрудникам МВД, которые день и ночь борются с преступностью, конечно, обидно. Ведь в основном это честные, порядочные и добросовестные специалисты своего непростого и очень нужного государству и людям дела.

Искусство есть преломление прошлого в настоящем. И, если бы киногерой Глеб Жеглов, капитан советской милиции, сегодня сошел с экрана и шагнул бы в нашу современную жизнь, то можно предположить, кому бы он теперь сказал свое знаменитое: «Вор должен сидеть в тюрьме!»

Владимир ПАРШИН,

председатель Совета ветеранов ОМВД

России по Бугульминскому району

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzquirgLe

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxQJDx7