Бугульминская газета

Дорога, ставшая призраком

Пассажиры старшего поколения помнят: добраться на поезде из Казани до Бугульмы было делом непростым. Пассажирский поезд «Казань - Уфа» отправлялся поздно ночью. Не спеша, по однопутной ветке под утро прибывал в Ульяновск и после смены направления так же неторопливо отсчитывал километры по бывшей Волго-Бугульминской железной дороге.

Путешествие в то время длилось почти сутки, и многие предпочитали неспешному поезду автобус. Время в пути сократилось в 80-х годах прошлого столетия, когда была построена соединительная ветвь Агрыз - Круглое Поле и поезд изменил маршрут. Однако в истории сохранились факты строительства прямой линии Казань - Чистополь - Бугульма… Строительство ветки Казань - Бугульма ведет свою историю с третьей пятилетки. Именно тогда было принято решение о новой железной дороге протяженностью 384 километра. Предполагалось, что линия будет являться частью магистрали Магнитогорск - Уфа - Казань - Горький и сыграет значительную роль в дальнейшем экономическом развитии Татарской АССР. В апреле 1939 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович утвердил проектное задание на постройку магистрали Казань - Бугульма. В том же году началась подготовка к строительству, а в 1940 году на трассе приступили к основным работам. Направление линии установили такое: разъезд Дербышки - Высокая Гора - Пестрецы - переход Камы у селения Кубассы, затем Чистополь - Каргали - Новошешминск - Кичуй - Мамет - Письмянка и выход к действующему разъезду Совхозная железной дороги имени Куйбышева возле Бугульмы.

Чтобы осуществить задачу, необходимо было выполнить 14,2 миллиона кубометров земляных работ, оборудовать 262 каменные трубы, 17 малых мостов, три средних (через Мешу, Бетьку и Шешму) и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.

В исходных пунктах начавшейся укладки пути (Дербышки, Чистополь, Совхозная) планировалось устройство паровозного депо. Но все планы постройки новой железной дороги нарушила Великая Отечественная война. К июню 1941 года рабочие успели соорудить оборудованную насыпь длиной несколько десятков километров. Как и положено, на определенных участках ее "прорезали" каменные трубы, которые в неизменном виде сохранились до наших дней. В июле 1942 года была построена последняя водопропускная труба, на которой строители написали: «Выходной оголовок. Окончили 1942 г.». Все силы и материалы верхнего строения пути были брошены на вновь строящуюся линию Свияжск - Ульяновск, имевшую в годы войны стратегическое значение.

Со временем насыпь будущей магистрали заросла, местные жители стали использовать ее как грунтовую дорогу… И только сохранившиеся водопропускные трубы под насыпью напоминают о так и не осуществившемся проекте, сообщает портал региональных корпоративных газет РЖД.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: