Это письмо красноармеец И.Дмитриев написал 8 апреля 1932 года и отправил на имя т.Сталина в редакцию газеты «Правда». Попало оно на страницы большевистской газеты или нет, история умалчивает. Скорее всего, оно осталось в архивах Казани. По крайней мере, именно из Госархива РТ письмо уроженца Бугульминского района было извлечено специалистами и...
«Я, помкомвзвода, служу в Витебске в 4-м стрелковом полку третий год. Семья моя находится в Татреспублике, в Бугульминском районе, в колхозе «Красный доброволец». Получая письмо из дома, я не мог верить и никогда не верил, что они сидят без хлеба, почти голодные… Но когда я получил отпуск с 27.02 по 7.04.1932 г. и приехал в Бугульму, встретил отца, приехавшего за семенами. Я едва мог узнать его. …Приезжаю домой, смотрю, чем меня будет кормить мать. Я даже не мог представить, что у них была заготовлена какая-то болтушка из какого-то отброса. Спрашиваю: «Чем же вы кормитесь?» - «Да вот этим и кормимся, и то не всегда бывает»…
Работа, проводимая районными организациями, превышает даже военный коммунизм. Лазят по сундукам, по горшкам, по печам, отбирают у крестьянина последнюю одежду, самовары, подушки, ломают постройку на дрова, выгоняют из домов…
В Бугульминском районе, и вообще во многих районах Татреспублики, деревня стала для крестьянина хуже мачехи. Народ бежит кто куда, бросают свои халупы.
Я задаю вопрос председателю сельсовета и уполномоченному от РИКа: «Как вы смотрите на единоличника?». Получаю ответ: «Мы на него не обращаем никакого внимания». Спрашиваю, почему. Отвечают: «Да власть так велит».
Прихожу однажды в РИК, и при моем присутствии приходит председатель колхоза и просит отношение на получение дров для отопления школы. Председатель РИК дает ему ответ: «Разве у вас нет кулацких построек?».
Чтобы разъяснить крестьянину какой-либо вопрос, его в сельсовете обругают матом и выгоняют… Председатель колхоза «Красный доброволец» как-то избил колхозника прямо в управлении. За это он был осужден на год на принудительные работы, исключен из партии. Но потом его обратно восстановили в партии и на ту же работу…»
Здесь следует вспомнить историю. В начале тридцатых годов прошлого века шла насильственная коллективизация крестьянских хозяйств. Против не желающих вступать в колхоз и единоличников предпринимались меры принуждения экономического характера: повышались ставки сельхозналога, самообложения и культсбора, задания по сдаче хлеба. Чтобы их уплатить, крестьяне пускали под нож скотину, продавали часть своего имущества. Как свидетельствует письмо Ивана Дмитриева, к весне 1932 года бугульминские деревни находились на грани нищеты.
Удивительно ли, что то тут, то там возникали беспорядки, которые, конечно же, властями немедленно подавлялись. Вот что сообщал в секретной записке альметьевский прокурор в феврале 1932 года в орготдел Наркомата юстиции ТАССР о массовых беспорядках в деревне Кудашево.
«…14 февраля два середняка, единоличники во главе толпы в 70-80 человек по-шли ломать колхозный амбар и распределять семена. По этому делу осуждено всего шесть человек, из которых четыре женщины. Двум середнякам по ст. 74-й избрана мера социальной защиты по году и 8 месяцев, женщинам - принудительные работы.
За несдачу семян осуждены два кулака - два года лишения свободы и ссылка. Сбор семян никаких положительных результатов не дал. По району собрано всего 35 процентов.
В деревне Кудашево бедняки и середняки начали резать лошадей, мотивируя, что они голодные. Привлекались по этому делу к штрафу семь бедняков и осужден один кулак к лишению свободы… В Кудашеве имеются заболевания от голода...
Организована судебно-следственная бригада, которая выявляет злостно истребляющих скот и отказавшихся от сдачи семян кулаков и проводит показательные процессы…»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса